6 класс. Урок информатики
Тема: «Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы.»
Цели урока:
- систематизировать и обобщить
сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о
табличных информационных моделях;
- закрепить представление о табличном
способе решения логических задач;
- закрепить навыки создания таблиц;
- сформировать представление о
вычислительных таблицах;
- сформировать умения выполнения
простейших вычислений в таблицах.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления
учащихся о моделях и моделировании,
табличных информационных моделях;
- изучить способы заполнения,
построение и выполнения вычислений в таблицах;
- сформировать навыки самостоятельной работы;
- систематизация полученных знаний.
Развивающие:
- развитие аналитико-синтезирующего
мышления, формирование умений наблюдать, делать
выводы, развитие находчивости, умения преодолевать
трудности для достижения намеченной цели,
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к
знаниям, привитие интереса к информатике, формирование
навыков самоорганизации и
самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Тип урока: изучение
нового материала
-
технология проблемного обучения, цель
которой - развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску
урока; воспитание активной личности.
-
технология критического мышления , цель которой - развитие
мыслительных навыков обучающихся, необходимых не
только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения,
работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п. ).
-
здоровьесберегающая технология заключается в
сбережении здоровья учащихся от неблагоприятных факторов
образовательной среды, обеспечении школьнику возможности сохранения
здоровья в период обучения в школе, способствовании воспитания у учащихся
культуры здоровья.
Формы
работы на уроке: самостоятельная,
работа в парах.
Методы: словесный
(рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
План урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний
и проверка усвоения
изученного материала. Формулирование темы и целей через повторение.
3.
Изучение
нового материала.
4.
Физкультминутка.
5.
Компьютерный практикум. Работа в парах.
6.
Самостоятельная работа
7.
Подведение
итогов урока. Рефлексия.
8.
Домашнее задание.
Ход урока
1.
Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте! Я очень рад
приветствовать вас всех.
2.
Актуализация знаний и проверка
усвоения изученного материала (7 мин)
Чтобы успешно
работать с новой темой, давайте кратко повторим
ранее изученный материал Обсуждаются вопросы:
Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми
вы встречались на уроках в школе, в повседневной жизни.
|
Какие виды таблиц бывают? (ОС и ООО)
Какая таблица называется ОС а какая ООО?
К какому
типу относится таблица «Сведения о детях»?
К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?
(ООО – «объекты – объекты – один»)
Предмет
|
Четверть
|
|||
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Математика
|
4
|
5
|
4
|
4
|
Информатика
|
5
|
4
|
5
|
5
|
Русский язык
|
5
|
5
|
4
|
5
|
Литература
|
4
|
4
|
5
|
5
|
…
|
Формулирование темы и целей через повторение
Как здесь решена задача? (в табличном виде)
Какие действия выполнены в таблице? (вычислительные)
Есть ли тут логические действия? (есть логические)
Свяжите все вышесказанное с темой
урока
(тема урока – «Вычислительные
таблицы. Табличное решение логических задач») Запишите в тетради тему урока.
Назовите цели урока
(узнать о вычислительных таблицах,
вспомнить, как решать логические задачи с помощью таблиц, продолжить учиться
работать с таблицами в текстовом редакторе и решать с их помощью задачи)
3.
Изучение нового материала (15 мин) .
Как решать логические задачи
C табличным способом решения
логических задач вы познакомились еще в пятом классе.
Объекты двух классов
могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия:
1)
в
этих множествах одинаковое количество объектов;
2)
каждый
объект 1-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 2-го множества;
3)
каждый
объект 2-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 1-го множества.
А теперь рассмотрим более
сложную задачу с помощью нескольких таблиц.
Разбор задачи вместе с учителем
Сейчас
я вам расскажу о вычислительных таблицах. Ваша задача внимательно слушать и
запоминать. Внимание!
Вычислительные таблицы
Вычислительными
будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств
вычисляются с использованием значений других
свойств из этой же таблицы.
Пример:
Собираясь на пляж,
весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.
Незнайка
взял с собой 2 литра кваса, 1 л
газировки и 1 л
малинового сиропа, Пончик - 3 л
газировки и 2 л
малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин
- 1 л
кваса и 1 л
касторки.
Сколько
литров напитков каждого вида взяли все человечки
вместе? Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков? Сколько всего литров напитков
взяли все человечки вместе?
Представим
имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице
типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах)
напитка, запасённого человечком.
Выполняют по карточкам
Напиток
|
Человечки
|
||||
Незнайка
|
Пончик
|
Торопыжка
|
Пилюлькин
|
Всего
|
|
Квас, л
|
2
|
0
|
0
|
1
|
3
|
Газировка,
л
|
1
|
3
|
2
|
0
|
6
|
Сироп, л
|
1
|
2
|
0
|
0
|
3
|
Касторка,
л
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
Итого:
|
4
|
5
|
2
|
2
|
13
|
4.
Физкультминутка
для глаз (2 мин)
Ребята! Наши глаза
довольно продолжительное время были в напряжении, поэтому давайте сейчас их
немножко побалуем, проведем разминку.
7. Компьютерный практикум. Работа в парах (15 мин) карточки.
(Ученики закрепляют навыки построения
таблиц и знакомятся с выполнением
вычислений в текстовом редакторе Excel)
Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую
задачу.
карточки.
На школьном дворе разбивают 5 клумб
треугольной формы. Первая клумба представляет
собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров . Вторая клумба
имеет форму прямоугольного треугольника,
её стороны 3, 4 и 5 метров .
Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра . Четвертная клумба представляет
собой равносторонний треугольник, длина
стороны которого равна 4 метрам . Стороны пятой
клумбы равны 7, 5 и 7 метров .
Сколько провода нужно для обозначения
границ каждой из этих клумб? Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы
всех клумб?
Составляется таблица (ООО) и в неё
заносятся данные из условия задачи. (п.1-2)
Клумба
|
Размеры
|
|||
Сторона
|
Сторона
|
Сторона
|
Периметр,
м
|
|
1
|
5
|
5
|
7
|
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
3
|
4
|
3
|
3
|
|
4
|
4
|
4
|
4
|
|
5
|
7
|
5
|
7
|
|
Итого:
|
3.Ответ на первый вопрос
можно получить, вычислив значение последнего столбца таблицы: периметр
треугольника. Для этого:
1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра
первой клумбы;
2) в разделе Работа с таблицами на вкладке Макет
в группе Данные щелкните на
кнопке Формула;
3) числа, подлежащие суммированию, находятся левее ячейки, в которой должен быть помещен периметр;
в диалоговом окне вам будет предложена формула
=SUSUM(LEFT);
если эта формула верна, щелкните на кнопке ОК;
4) перейдите в следующую ячейку и
повторите действия пункта 3; если будет предложена
неподходящая формула – измените ее, выбрав подходящую в диалоговом окне;
5) аналогичным образом вычислите
периметр остальных треугольников.
4.Для ответа на второй вопрос
просуммируйте периметры всех треугольников.
Для этого:
1)
установите
курсор в первую нижнюю ячейку таблицы;
2)
для
нахождения суммы чисел, находящихся над ячейкой с курсором, используйте формулу =SUSUM(ABOVE).
5.Под таблицей запишите ответ на
вопрос, поставленный в задаче.
6.Сохраните документ в личной папке под именем Клумба.
Если в Excel добавить надстройку VBA, то в ней можно создавать несложные игры. Но это уже
программирование. Этому учат в институте. У нас в республике есть замечательные
университеты: ДонНТУ и ДонНУ, в которых есть факультеты по компьютерным
технологиям, а также есть школа ШАГ.
Ученикам, которые раньше
других справятся с выполнением практической работы, предлагается посмотреть Д/З
и если возникнут вопросы задать их.
Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия
Сегодня на уроке
закрепили знания об информационных табличных моделях, узнали, что такое
вычислительные таблицы, производили вычисления в таблицах.
Если
вы все поняли и сможете самостоятельно выполнить в компьютере таблицу и решить с
помощью ее логическую или на вычисление задачу, берем веселые компики и создаем
успешную рабочую локальную сеть. Если нет, то делаем склад из грустных
калькуляторов, уходящих в прошлое.
Какие трудности встречались в
процессе работы? Достигнуты ли цели урока?
Домашнее задание (2 мин)
§11 (с.71-76), задание 2 практической
работы №12 стр. 188(на компьютере или в тетради)
Наш урок закончился. Спасибо всем
за работу. До свидания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий