четверг, 11 апреля 2019 г.

Технологии критического мышления,проблемного обучения, компьютерные технологии обучения, здоровьесберегающая технология


6 класс. Урок информатики

Тема: «Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы.»
Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
- закрепить представление о табличном способе решения логических задач;
закрепить навыки создания таблиц;
сформировать представление о вычислительных таблицах;
- сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Задачи:

Образовательные:
- закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
- изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
- сформировать навыки самостоятельной работы;
- систематизация полученных знаний.
Развивающие:
- развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические технологии:
- технология проблемного обучения, цель которой - развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.
- технология критического мышления, цель которой - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
- здоровьесберегающая технология заключается в сбережении здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечении школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, способствовании воспитания у учащихся культуры здоровья.
Формы работы на уроке: самостоятельная, работа в парах.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: рабочее место ученика с компьютером;

План урока:

1.               Организационный момент.
2.               Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала. Формулирование темы и целей через повторение.
3.               Изучение нового материала.
4.               Физкультминутка.
5.               Компьютерный практикум. Работа в парах.
6.               Самостоятельная работа
7.               Подведение итогов урока. Рефлексия.
8.               Домашнее задание.

Ход урока

1.              Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте! Я очень рад приветствовать вас всех.

2.              Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (7 мин)
Чтобы успешно работать с новой темой, давайте кратко повторим ранее изученный материал Обсуждаются вопросы:

 Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы встречались на уроках в школе, в повседневной жизни.



(таблица умножения, таблица в дневнике, школьном журнале, расписание уроков, поездов, программа телепередач, Менделеева и т.д.)
 Какие виды таблиц бывают? (ОС и ООО)
 Какая таблица называется ОС а какая ООО?

  К какому типу относится таблица «Сведения о детях»?

  К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника? 

(ООО – «объекты – объекты – один»)

Предмет
Четверть
I
II
III
IV
Математика
4
5
4
4
Информатика
5
4
5
5
Русский язык
5
5
4
5
Литература
4
4
5
5





Формулирование темы и целей через повторение 
  Как здесь решена задача? (в табличном виде)

Какие действия выполнены в таблице? (вычислительные)

  Есть ли тут логические действия? (есть логические)

Свяжите все вышесказанное с темой урока
(тема урока – «Вычислительные таблицы. Табличное решение логических задач») Запишите в тетради тему урока.
Назовите цели урока 
(узнать о вычислительных таблицах, вспомнить, как решать логические задачи с помощью таблиц, продолжить учиться работать с таблицами в текстовом редакторе и решать с их помощью задачи)

3.              Изучение нового материала (15 мин) .
Как решать логические задачи
C табличным способом решения логических задач вы познакомились еще в пятом классе.
Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия:
1)             в этих множествах одинаковое количество объектов;
2)             каждый объект 1-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 2-го множества;
3)             каждый объект 2-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 1-го множества.

Решим вот такую несложную задачу


А теперь рассмотрим более сложную задачу с помощью нескольких таблиц.
Разбор задачи вместе с учителем 



Сейчас я вам расскажу о вычислительных таблицах. Ваша задача внимательно слушать и запоминать. Внимание!
Вычислительные таблицы
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Пример:
Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.
Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе? Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков? Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.
Выполняют по карточкам
Напиток
Человечки
Незнайка
Пончик
Торопыжка
Пилюлькин
Всего
Квас, л
2
0
0
1
3
Газировка, л
1
3
2
0
6
Сироп, л
1
2
0
0
3
Касторка, л
0
0
0
1
1
Итого:
4
5
2
2
13

4.              Физкультминутка для глаз (2 мин) 
Ребята! Наши глаза довольно продолжительное время были в напряжении, поэтому давайте сейчас их немножко побалуем, проведем разминку.
А теперь давайте поработаем в парах и выполним задание самостоятельно в табличном процессоре

7.      Компьютерный практикум. Работа в парах (15 мин) карточки.

(Ученики       закрепляют навыки   построения таблиц и знакомятся с выполнением вычислений в текстовом редакторе Excel)

Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую задачу.
карточки.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, её стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой  равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб? Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
Составляется таблица (ООО) и в неё заносятся данные из условия задачи. (п.1-2)


Клумба
Размеры
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Сторона 1, м
Периметр, м
1
5
5
7

2
3
4
5

3
4
3
3

4
4
4
4

5
7
5
7

Итого:





3.Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника. Для этого:
1)  установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;
2)  в разделе Работа с таблицами на вкладке Макет в группе Данные щелкните на кнопке Формула;
3)  числа, подлежащие суммированию, находятся левее ячейки, в которой должен быть помещен периметр; в диалоговом окне вам будет предложена формула
=SUSUM(LEFT); если эта формула верна, щелкните на кнопке ОК;
4)  перейдите в следующую ячейку и повторите действия пункта 3; если будет предложена неподходящая формула – измените ее, выбрав подходящую в диалоговом окне;
5)  аналогичным образом вычислите периметр остальных треугольников.
4.Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников. Для этого:
1)             установите курсор в первую нижнюю ячейку таблицы;
2)             для нахождения суммы чисел, находящихся над ячейкой с курсором, используйте формулу =SUSUM(ABOVE).
5.Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.
6.Сохраните документ в личной папке под именем Клумба.
Если в Excel добавить надстройку VBA, то в ней можно создавать несложные игры. Но это уже программирование. Этому учат в институте. У нас в республике есть замечательные университеты: ДонНТУ и ДонНУ, в которых есть факультеты по компьютерным технологиям, а также есть школа ШАГ.
Ученикам, которые раньше других справятся с выполнением практической работы, предлагается посмотреть Д/З и если возникнут вопросы задать их.
 Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия
Сегодня на уроке закрепили знания об информационных табличных моделях, узнали, что такое вычислительные таблицы, производили вычисления в таблицах.
Если вы все поняли и сможете самостоятельно выполнить в компьютере таблицу и решить с помощью ее логическую или на вычисление задачу, берем веселые компики и создаем успешную рабочую локальную сеть. Если нет, то делаем склад из грустных калькуляторов, уходящих в прошлое.
Все ли получилось у вас?
Какие трудности встречались в процессе работы? Достигнуты ли цели урока?
Домашнее задание (2 мин)
§11 (с.71-76), задание 2 практической работы №12 стр. 188(на компьютере или в тетради)
Наш урок закончился. Спасибо всем за работу. До свидания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий