6 класс Урок биологии
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 6. СТРОЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ.
ЗНАЧЕНИЕ
ВОДОРОСЛЕЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Цели урока:
Обучающие:
закрепление знаний о
строении водорослей, их отделах; формирование знаний о месте и
роли водорослей в природе и значении в хозяйственной деятельности человека, о
негативном влиянии загрязненной окружающей среды на жизнь водорослей.
Развивающая:
развивать
умения работать с учебной литературой, сравнивать, обобщать изучаемые факты,
выделять главное, высказывать свою точку зрения.
Воспитательная:
воспитание
любознательности и бережного отношения к природе
Тип урока:
обобщение и систематизация знаний
Форма проведения:
лабораторная работа, урок – путешествие
Ход урока
1.Организационный момент Приветствие.
Учитель.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе вам светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет.)
– Только начался урок? (Да!)
– Все что нужно все ль в порядке? (Да!)
– Книжки, ручки и тетрадки? (Да!)
– Все,
что надо, – под рукой? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно садиться! (Да!)
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Мы с вами
заканчиваем изучение темы «Водоросли». Давайте вспомним определение этого
слова. Какие
ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово водоросли? Ассоциации:
вода море растение трава река озеро океан зелёная дно рыба еда зелень капуста морская тина аквариум пруд речка ламинария ряска корм водоём акула пляж камни салат морские лекарство лето суши камыш рыбки шторм глубина длинная корабль рыбалка неприятная агар бурая плавать солёная биология деликатес красная.
Учитель: Откройте тетради,
запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Строение водорослей. Значение водорослей в
природе и жизни человека». Какие цели мы поставим на уроке? (ответы учеников, запись на плакате с
водорослями на доске). Верно. На этом уроке мы повторим строение
водорослей, их отделы, расширим полученные знания, ознакомимся с ролью
водорослей в природе и жизни человека. Зачем нам это нужно?
3. Проверка домашнего задания
С этой целью мы отправимся в путешествие на корабле «Альгус». Как вы думаете,
почему название корабля «Альгус»? (учащиеся
отвечают - наука о водорослях - альгология). Для этого вы должны приобрести
билет. Плата за него - это ваши знания.
1. Как
называется тело водорослей? (таллом или слоевище)
2. В
каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл? (хлоропласт)
3. Тело
водорослей не имеет (тканей и органов)
4. Ризоиды
– это …
5. По
типу питания водоросли
(автотрофы - …)
6. Клетка
водорослей состоит из …
7. Водоросли относят
к живым организмам потому, что они…
8. К каким растениям
относятся водоросли (к низшим)
9. Водоросли размножаются…
(половым и бесполым путем)
10.В зависимости от количества клеток водоросли
бывают … (одноклеточные, колониальные, многоклеточные)
11. Представителями
водорослей являются…
12. Основное запасное
вещество в клетках зелёных водорослей (крахмал)
13. Бурые водоросли крепятся
к морскому дну с помощью (ризоидов)
14. Что такое хроматофор?
4.
Учитель:
Молодцы,
ребята. Вы благодаря своим знаниям приобрели билеты, поднимайтесь на борт
корабля и заселяйтесь в каюты (учащиеся объединяются в группы по цветам
билетов, на столах написано – «Каюта № » на листочках разного цвета). Почему
разные цвета кают? (учащиеся отвечают - это цвет водорослей: зеленые,
бурые, красные).
Учитель
В каждой каюте на столах лежат правила поведения во время путешествия – это система
самооценки:
·
Если я буду только смотреть и слушать, то
получу "2"
·
Если я буду смотреть, слушать и
обсуждать, то получу "3"
·
Если я буду смотреть, слушать, обсуждать
и действовать, то получу "4"
·
Если я буду смотреть, слушать, обсуждать,
действовать и думать или рассуждать, то получу "5".
Штурману нашего корабля надо помочь
определить правильный маршрут для путешествия по географической карте!
Работая в группах, решите несложные примеры, заменив
числовые ответы на буквы и узнаете наш маршрут.
44, 80, 100, 65,
80, 44, 44, 29, 24, 29 15, 29, 36, 72
Саргассово море
54-25=О
134-34=Р
25+55
=А
12+12=В
56-12=С
30+35=Г
7+8=М
11+25=Р
36+36=Е
Учащаяся … получила опережающее домашнее задание и
подготовила дополнительный материал о месте нашей первой стоянки
Саргассово море находится в
атлантическом океане, считается единственным в мире морем, не имеющим твердых берегов, а
ограниченным только течениями. Первыми европейцами, увидевшими Саргассово море, были
моряки Христофора Колумба. Температура воды на
поверхности +18…+28°С. Море состоит из бурой водоросли — саргассы, её запас оценивается в 4—11 млн тонн. Также в море
обитают и животные (рыбы, черепахи, крабы).
В настоящее время имеет большое
мусорное пятно из пластика и других отходов, сформированное океаническими
течениями.
44,
80, 56, 80, 100, 80
Сахара
56-12=С
25+55
=А
24+32=Х
134-34=Р
Учащаяся … получила опережающее домашнее задание и
подготовила дополнительный материал о месте нашей остановки.
Сахара - крупнейшая жаркая пустыня на Земле.
Расположена на севере Африканского
континента.
Частично захватывает территорию более десяти государств. Обширные пространства
Сахары не заселены, жизнь ограничена районами оазисов, долинами рек Нил. Проведенные в
Сахаре исследования показали наличие водорослей даже в тех местах, где дожди
совсем не выпадают, температура днем доходит до 55°, а ночью опускается ниже
0°. Главное значение для жизни водорослей в пустыне имеют роса и конденсируемая
влага. Список водорослей, приводимый авторами, содержит от 22-98 видов зеленых
водорослей. Многие виды оказались новыми для науки.
80,
100, 87, 26, 123, 87, 80
Арктика
25+55
=А
58-32=Т
134-34=Р
104-17=К
165-42=И
Учащаяся … получила опережающее домашнее задание и
подготовила дополнительный материал о месте нашей остановки.
Арктика - район Земли, примыкающий
к Северному
полюсу и
включающий окраины материков Евразии и Северной
Америки,
почти весь Северный Ледовитый океан с островами.
Из-за низких температур там растет небольшое количество растений, но обитает
много уникальных животных.
В Арктике наблюдается так называемый
«красный снег». Необычную окраску снега вызывает «хламидомонада снежная». Её
клетки содержат красный пигмент. При оттаивании верхних слоев снега клетки этой
водоросли начинают быстро размножаться, окрашивая снег во все оттенки красного
цвета: от бледно-розового до кровяно-красного и тёмно-малинового. Иногда
площадь, покрытая «красным снегом», достигает нескольких квадратных километров.
Учитель.
Спасибо за интересные рассказы. А сейчас давайте дружно отдохнем!
5. Физминутка «Как приятно в море
плавать»
Как приятно в море плавать! (плав. Движ.)
Берег слева, берег справа! (Пов. Влево,
вправо)
Только море впереди (Накл. Вперед)
Сверху небо погляди! (Руки вверх)
К солнцу тянемся мы вместе
По волнам ходьба на месте (ходьба на
месте)
За ракушками ныряем (Приседаем)
Их в корзинки собираем
И как можно выше прыгнем
Через волны перепрыгнем (прыжки)
А теперь пора нам братцы
Всем из моря выбираться!
Вот мы и отдохнули! Наше путешествие
продолжается. И я приглашаю вас пройти в судовую лабораторию и провести
несколько исследований.
6.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6. СТРОЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ
Цель:
изучить строение водорослей
Оборудование:
микроскоп, микропрепарат,
учебник
Ход работы
1.
Подготовить микроскоп к работе, рассмотреть
микропрепарат водоросли (правила работы с микроскопом).
2.
С помощью
учебника зарисовать и
подписать строение водоросли.
3.
Сделать вывод
Некоторые люди
утверждают, что водоросли не имеют большого значения в природе и жизни
человека. Действительно ли это так?
Учащийся …
получил опережающее домашнее задание и подготовил этот материал (о значении водорослей в природе)
•
водоросли участвуют в создании органического вещества на планете
•
ими питаются животные
•
они вырабатывают кислород
•
принимают участие в образовании известняка
•
входят в состав лишайников
•
повышают плодородие почвы
•
участвуют в самоочищении водоемов
Учащийся … получил опережающее домашнее задание и подготовил этот материал (о значении водорослей в жизни человека)
•
водоросли содержат витамины (А, В, С), химические элементы йод и бром
•
из бурых водорослей получают альгинат, используемый при производстве мороженого
•
из красных водорослей получают агар-агар, используемый при производстве мармелада,
зефира
•
в пищу употребляют около 80 видов водорослей
•
для откорма скота используют бурые водоросли
•
из водорослей получают красители и клей, высококачественную бумагу
•
органические кислоты
Учитель Ребята, как вы думаете, к чему приводит загрязнение
водоемов сточными водами, отходами, пластиком? (К гибели водорослей,
появлению мертвых и зараженных водоемов. Загрязнение водоемов и окружающей
среды – это глобальная проблема человечества). Что нужно сделать, чтобы
этого избежать?
7. Закрепление материала Учитель. Наше
путешествие подходит к концу. Перед тем как покинуть корабль попрошу ответить
на несколько вопросов.
Достигли ли мы поставленных в начале урока
целей? Насколько хорошо вы усвоили материал урока сейчас проверим, решив
кроссворд.
9
|
||||||||
2
|
6
|
Л
|
||||||
Х
|
3
|
Х
|
8
|
А
|
||||
1
|
Р
|
Я
|
4
|
5
|
Л
|
7
|
Г
|
М
|
В
|
О
|
Д
|
О
|
Р
|
О
|
С
|
Л
|
И
|
О
|
М
|
Р
|
В
|
И
|
Р
|
Л
|
А
|
Н
|
Д
|
А
|
О
|
Ц
|
З
|
Е
|
О
|
З
|
А
|
А
|
Т
|
Ы
|
О
|
Л
|
Е
|
О
|
Р
|
|
О
|
И
|
Л
|
В
|
К
|
И
|
|||
Ф
|
Д
|
А
|
И
|
Я
|
||||
О
|
Ы
|
Щ
|
||||||
Р
|
Е
|
1. Основная
среда обитания водорослей.
2. Органоид
клетки водоросли, содержащий пигмент.
3. Главный
органоид всех растительных клеток
4.
Животные,
которых в Норвегии выпускают на прибрежную зону во время отлива, как на
пастбище.
5. Выросты
тела водорослей, служащие для прикрепления к грунту, скалам.
6. Зелёная водоросль, используемая в биологической очистке рек и прудов
7. Тело
водорослей не расчлененное на ткани и органы.
8. Органоид
хламидомонады, который позволяет ей определять, где находится свет.
9. Представитель бурых
водорослей известный в быту как морская капуста.
Посовещайтесь
в каютах и определите, какую оценку, согласно листам, находящимся на ваших
столах, вы можете поставить себе сегодня?
8.
Рефлексия Интерактивное упражнение «Микрофон»
Учитель
Закончите
предложение
Сегодня на уроке я узнал (а) (что?)
_________________________________
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)
__________________________
Самым неожиданным для меня сегодня стало
(что?) __________________
Осталось непонятным (что?) _______________________________________
Вы
славно потрудились: заработали билет на корабль «Альгус», помогали прокладывать
маршрут штурману, выполнили лабораторные исследования, а теперь я приглашаю вас
на камбуз к нашему коку. Он приготовил блюда из водорослей. Это салат из бурой
водоросли ламинарии, икра красная с использованием агар – агара. На десерт у
вас будут продукты, в которых используют агар: зефир, мармелад.
9. Домашнее задание
«5» - повторить параграф, сочинить сказку, где главными героями
будут водоросли.
«4» - повторить параграф, составить кроссворд о водорослях.
«3» - повторить параграф, письменно отвечать на вопросы после него
Урок окончен, спасибо всем за работу
Комментариев нет:
Отправить комментарий