четверг, 12 августа 2021 г.

 Типичные ошибки, допущенные участниками государственной итоговой аттестации 

по основным образовательным программам 

среднего общего образования в 2021 году


Учебный предмет «Математика»

Алгебра и начала анализа. Ошибок, носящих массовый характер, экспертами РПК не выявлено. Однако в ряде работ ими была отмечена низкая культура ведения математических записей:
положение дробной черты, запись показателя степени и основания логарифма относительно строки;
использование математических символов: знак «объединения множеств» заменяют союзом «и»; вместо знака производной «штрих» пишут запятую или единицу; непонимание различия между знаками системы и совокупности;
использование математических терминов: вместо «стационарная точка» пишут «стабильная точка», «стандартная точка» и т.д.; термин «область определения функции» путают с терминами «область значений функции»; непонимание отличия точки минимума от минимума функции.
В тестовой части наибольшее затруднение вызвали задания № 10 и № 12:
№ 10 – проверка умения применять приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни, работа с формулой (не справились 7,2% участников ГИА);
№ 12 – проверка умения работать с функцией, нахождение точки минимума (не справились 6,7%)Так же в ряде работ (более 5 %) имели место следующие ошибки:
незнание формул частного и общего случаев простейших тригонометрических уравнений; (5,1%)
затруднение в применении метода равносильных переходов при решении логарифмического неравенства; (5,3%)
неумение решать квадратные неравенства; (6,2%)
неумение решать системы неравенств; (5,2%)
ошибки при выполнении рисунка к системе неравенств; (5,9%)
ошибки при нахождении производной функции и стационарной (критической) точки; (5,3 %)
неумение определять и записывать промежутки монотонности функции (5,8 %)
неумение определять и записывать точки экстремумов и экстремумы функции; (7,1 %)
ошибки при построении графика (21,9%)
Наибольшее затруднение участников ГИА-2021 вызвало задание № 18, в котором необходимо исследовать функцию и построить ее график. К его выполнению не приступило менее 3% экзаменуемых. Почти все участники ГИА справились с исследованием функции. Основное затруднение вызвало у них построение графика.

Геометрия. Как и в прошлые годы, все эксперты отмечают низкую графическую культуру участников ГИА. В ряде работ (около 40 %) выявлены ошибки и недочеты в выполнении рисунка: изображение видимых и невидимых линий; построение элементов фигуры в соответствии с их свойствами. Имела место путаница с единицами измерений: в условии единицы измерения есть, а в ответе – нет; или, наоборот, в условии – нет, а в решении и в ответе – есть; указаны неверные единицы измерения. При этом нужно учесть, что вся тестовая часть была сформулирована таким образом, чтобы единицы измерения в ответе можно было не писать. Встречались работы, в которых решение опирается на рисунок, а рисунок не выполнен или не соответствует решению.

В тестовой части к геометрическим задачам, в которых проверялись умения выполнять действия с геометрическими фигурами, относятся задания № 3 и № 8:
№ 3, нахождение площади изображенной фигуры по ее координатам – не справились 8,7% участников ГИА;
№8, нахождение площади боковой поверхности цилиндра по его высоте и радиусу основания – не справились 6,8% участников ГИА.
Более чем 5% поверенных работ содержали ошибки в заданиях № 14, № 16, № 19. Нужно отметить, что в прошлые годы геометрические задачи №14 и № 16 решались без обоснований. В этом году по инструкции все задания, начиная с №13, требовали обоснования решения.
В задании № 14 затруднения в построении рисунка испытали 10,7% участников ГИА, а в обосновании положения точки М1 – 21,8%.
С заданием № 16 справились почти все участников ГИА, однако и в этой задаче 9,8% экзаменуемых не смогли начертить ромб с разными диагоналями, изображая квадрат, дельтоид или параллелограмм.

В задании № 19 участники ГИА допустили ошибки при:
изображении призмы (20,9 %);
обосновании угла наклона диагонали к плоскости основания (22,3%);
при обосновании равенства боковой стороны и большего основания равнобокой трапеции, лежащей в основании призмы (11,1 %).
Как показывают приведенные цифры, основное затруднение у учащихся вызвали задания требующие пояснения и аргументированности контрольных моментов.

Несмотря на то, что задания № 3, № 7, № 10, № 12 и № 17, выбранные из банка заданий ФИПИ для профильного экзамена ЕГЭ Российской федерации, явились заданиями нового типа для участников ГИА, они не вызвали затруднений у выпускников образовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Учебный предмет «Химия»
При выполнении КИМов по химии участниками ЕРЭ были допущены:
ошибки в расстановке коэффициентов в уравнениях реакций;
ошибки при записи степени окисления и зарядов ионов;
в задании № 33 не приведены структурные формулы органических веществ, либо допущены ошибки при их составлении;
не указаны условия протекания химических реакций;
в расчетных задачах № 34 и № 35 участники ГИА не указывают логически обоснованную взаимосвязь физических величин, на основании которой производят расчеты;
в расчетных задачах участники ГИА не приводят единицы измерения физических величин.

Учебный предмет «Биология»
В работах участников ГИА были:
исправления в бланках ответов;
неверно написанные биологические термины;
в задаче по молекулярной биологии неверно подсчитаны водородные связи;
в задании № 22 участники ГИА не дают полного развернутого ответа, при этом им сложно определить приоритетные данные, которые составляют суть ответа;
задание № 25 – участники ГИА не знают генетические законы и их правильные названия, не указывают пол организма при определении генотипа;
в заданиях №№ 19-20 – участники ГИА допускают биологические ошибки при объяснении «выпадающих» из общего списка характеристик;
в задании № 19 у участников ГИА были сложности с определением этапов жизненного цикла кишечнополостных;
участники ГИА в достаточной мере не владеют знаниями по гистологии.
ряд работ содержат информацию с явным посылом к информационным интернет-источникам.

Учебный предмет «Физика»
В заданиях № 1-16 участниками ГИА были допущены исправления записей; неверно выполнены математические вычисления; ошибки в записях единиц измерения физических величин в СИ или отсутствие записей возле числового ответа.
В заданиях № 17-19: присутствует запись условия задачи, неверно выведена конечная формула; поэтапное решение задачи с промежуточной записью формул.
В заданиях № 20-21 отсутствуют промежуточные преобразования в проверке размерности; допущено использование значений const несоответствующих указанным в «Приложении». Отсутствие рисунка или ошибки в рисунке к задаче, или рисунок не соответствует условию задачи Неаккуратное выполнение рисунка к решению задачи Недостаточное формулирование словесных пояснений в решении задач Ошибки в записях единиц измерения физических величин в СИ или отсутствие проверки Ошибки в математических расчётах, округлении результата.

Учебный предмет «География»
Наибольшее количество ошибок было связано с заданиями на установление последовательности явлений, объектов, процессов – нарушена логическая последовательность. Также некоторые затруднения вызвали задания на установление соответствия.
Реже встречались следующие ошибки:
определение количества природных зон в климатических поясах;
определение направлений на карте;
определение числа часовых поясов в странах;
перечисление форм рельефа Донецкого края;
решение задач на определение изменения атмосферного давления с высотой и определение местного времени.
Единичные случаи ошибок:
неправильное оформление задач;
исправления в ответах на тестовые задания;
грамматические ошибки в написании названий географических объектов и географических терминов в ответах на задания открытого типа с кратким ответом.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ»
Задания 1-14: допущены исправления записей.
Задания 15-21
отсутствует запись условия задачи и используемых формул;
приведено неполное решение;
несоблюдение правил оформления решения задач;
ошибки в работе с таблицами истинности, отсутствие навыков построения данных таблиц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий