понедельник, 12 ноября 2018 г.

Технология критического мышления, проблемно-аналитическое обучение

9 класс.Урок алгебры

Тема "Числовые последовательности"
         Цели:        
- обучающая: сформировать представление о понятии последовательности; в частности, представления последовательностей, как результата вычисления функции с натуральным аргументом;
- развивающая: научиться ставить задачу о нахождении закономерности в последовательностях и научиться,непосредственно, их находить;
- воспитательная: расширять научную картину мира, места в ней математической науки; развивать эстетическое восприятие
Педагогические технологии:
- технология критического мышления, цель которой - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения,работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
- проблемно-аналитическое обучение способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
         – рабочий лист с планом урока и упражнениями;
         – наглядные рисунки;
         – карточки с заданиями;
         – листы с домашним заданием

ПЛАН УРОКА:
Организационный момент
Общее описание объектов изучаемого материала/проведение метапредметных связей
Углубление и расширение изученного материала
Решение упражнений по пройденному материалу
Подведение итогов
Постановка домашнего задания

Ход урока:
          Организационный момент
         Учитель: здравствуйте!Тема сегодняшнего урока: "Числовые последовательности" (записывается на доске; учащиеся записывают в тетрадях)
         Пока учащиеся пишут тему – учитель отмечает отсутствующих;дежурный ученик помогает.
    Общее описание объектов изучаемого материала/проведение метапредметных связей
         Учитель: для того, чтобы понять, что такое последовательности, как и с какой целью их изучают –рассмотрим такой пример: скажите, для начала, по какой траектории летят брошенные объекты?
         Учащиеся: парабола.
         Учитель: да; как известно из курса физики – по параболе;итак, рассмотрим пример того, о чём все вы слышали – о существующих баллистических ракетах, а также о локаторах и противоракетах.Все вы в курсе этих понятий?
         Учащиеся подтверждают.
         Учитель: итак, представим такую ситуацию: локационные станции одной страны фиксируют выпущенную ракету в следующих точках (делается соответствующий эскиз на доске) и есть основания полагать, что ракета выпущена против этой страны; зачем это делается?
         Учащиеся: наверное, чтобы составить параболу, по которой движется эта ракета.
         Учитель: (объединяя точки в линию) действительно; а зачем эта парабола?
         Учащиеся: чтобы определить, в какую точку летит эта ракета – и перехватить её.
         Учитель: да, совершенно верно. Итак, что мы тут видим – отдельные данные могут объединяться в осмысленную систему – а система даёт представление о дальнейших событиях.
         Но, конечно, любая противоракета (как и сама ракета) может быть сбой; конечно же, никто в мире не может чувствовать себя в безопасности, пока существует сам факт нацеленных ракет, способных уничтожать целые города. Настоящая борьба должна вестись не с ракетами противника, а за установление мира и ограничение оружия.
         Но, рассмотрим пример гораздо более полезный – и знакомый тем, кто работает с компьютером; в частности, известный вам из информатики. Речь идёт о программах компьютерной графики; они, как известно, бывают растровые и векторные (впрочем, современные версии программ, более или менее совмещают то и другое). В чём их отличие?
         Учащиеся: растровые обрабатывают отдельно каждый пиксель, а векторные – объединяют отдельные узлы в линии, положение которых можно менять.
         Учитель: верно; а что позволяет векторным программам объединять множество точек в обобщающую линию?
         Учащиеся: наверное, как и в примере выше, компьютер вычисляет какой-то график, объединяющий эти точки?
         Учитель: да; как и в предыдущем варианте, отдельные данные, на самом деле, являются объектами той или иной обобщающей системы.
         То же самое можно наблюдать, например, в примерах некоторых онлайновых игр: в которых игроки выбирают участки тела персонажей друг друга по которым наносится удар – и, соответственно, защищаемые участки: если делать это по какой-то схеме (например – удар по ногам, два удара по голове, удар по ногам) – противник быстро уловит эту закономерность и, далее, удары не будут достигать цели; поэтому, чем более разбросанными будут удары, тем больше шансов у вас поразить соперника.
         Но, если бы соперником, в таком примере, была компьютерная программа (примеры таких, кстати, существуют) – она уловит закономерность вашего выбора, даже если самим вам будет казаться, что это совершенно случайные действия; но, любая последовательность, опять же, имеет свои законы.
         Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров:
                  III. Углубление и расширение нового материала
         Учитель: например, есть последовательность (записывается на доске) 2, 4, 6, 8; можете вы назвать следующие члены последовательности?
         Учащиеся: 10, 12, 14…
         Учитель: да; а как вы определили?
         Учащиеся: это последовательность чётных чисел.
         Учитель: совершенно верно; и, как и в первом примере, теперь, зная смысл последовательности, мы можем сразу установить, куда она идёт; как видите, на первом месте последовательности стоит число 2 (обозначается номер места); на втором – 4; на третьем 6, на 4-м – 8; можем мы предсказать число, стоящее на 10-м месте?
         Учащиеся: 20?
         Учитель: а на 1000-ом?
         Учащиеся: 2000?
         Учитель: а на миллионном?
         Учащиеся: 2 миллиона.
         Учитель: совершенно верно; а как же вы находите эти значения?
         Учащиеся: умножаем номер места на 2.
         Учитель: да, верно; и, если нам потребуется найти произвольный n-ный член последовательности, мы можем записать такую формулу (на доске записывается "a n =") – что надо сделать с номером n?
         Учащиеся: умножить на 2?
         Учитель: да; совершенно верно; запишите эту последовательность, а ниже – формулу для неё: " an = 2 x n"; an – это специальный символ; буквой а принято обозначать член последовательности (на самом деле можно выбрать любую другую маленькую латинскую букву), а маленькая n рядом указывает на то, какой это член: a1 обозначает 1-ый член; a7 – седьмой член; a1000000 – миллионный член. Например, в записанной вами последовательности, a2 равно чему?
         Учащиеся: 4.
         Учитель: верно; а a4?
         Учащиеся: 8.
         Учитель: совершенно верно; давайте запишем формулу n-ного члена этой последовательности (пишется последовательность 3, 6, 9, 12); как вычислить n-ный член?
         Учащиеся: умножить n на 3?
         Учитель: да, верно: значит надо записать, что an = ?
         Учащиеся: 3 х n.
         Учитель: да (записывается на доске); и теперь мы сразу можем вычислить 200-ый член последовательности: (пишется на доске) a200 равно – что надо сделать?
         Учащиеся: 200 умножить на 3.
         Учитель: да (записывается a200 = 200 х 3); и будет?
         Учащиеся: 600.
         Учитель: да, запишите и этот пример.
         Учитель: но бывают последовательности и совершенно другого типа (записывается на доске): 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13. Попробуйте назвать следующее число?
         Учащиеся (после некоторого размышления, возможно – ошибок и наводящих вопросов): 21?
         Учитель: да; а как получено это число?
         Учащиеся: 8 + 13; тут каждое следующее число является суммой двух предыдущих.
         Учитель: да, верно; записывается это таким образом (запишите последовательность и эту формулу): an = an-1 + an-2
         какой 6-ой член этой последовательности?
         Учащиеся: 8.
         Учитель: верно; и, если бы мы его не знали, мы могли бы посчитать его (на доске записывается "a6 ="); для этого нам понадобился бы член с номером n – 1; для шестого члена это был бы?
         Учащиеся: 5-ый?
         Учитель: да; записывается "a6 = a5 +"; и ещё с номером n – 2; это?
         Учащиеся: 4-ый.
         Учитель: да; " a6 = a5 + a4"; теперь подставим: на самом деле, a5 равняется?
         Учащиеся: 5.
         Учитель а a4?
         Учащиеся: 3.
         Учитель: итак, "a6 = a5 + a4 = 5 + 3 = 8"; всё получилось, как нужно.
         Конечно, такая формула (когда последовательность задаётся с помощью предыдущих членов) не очень удобна; мы можем вычислить её следующий член; давайте сделаем это; после 21 идёт?
         Учащиеся: 34.
         Учитель: а дальше?
         Учащиеся: 55.
         Учитель: но, чтобы найти эти числа, мы, каждый раз, должны знать два предыдущих; значит, если бы нам потребовался бы миллионный член этой последовательности, нам пришлось бы вычислить девятьсот девяносто девятитысячный девятьсот девяносто девятый и девятьсот девяносто девятитысячный девятьсот девяносто восьмой! Разумеется, это заняло бы огромное количество времени.
         На самом деле, вообще-то, всё несколько проще: великим французским математиком, Бине, одним из основателей алгебраической науки, давно выведена формула:
(записывается на доске),позволяющая сразу вычислять нужный член этой последовательности (а сама она,между прочим, названа именем итальянского монаха-математика Фибоначчи;настоящее имя – Леонардо Пизанский); но, конечно, для работы в школе она слабо годится.Здесь же она записана чтоб исключить сомнения – в любых, даже очень сложных случаях, есть возможность вывести подходящий математический закон; и ещё потому, что знать, хотя бы в общих чертах, числа Фибоначчи (запишите возле последовательности это имя; учитель записывает на доске) необходимо образованному человеку; ну и потому, что на числах этой последовательности, каки элементах формулы Бине (её часть, , называется "золотое сечение") построены многие природные объекты, а люди, заметив это, применяют их в архитектуре и прочих сферах; демонстрируются рисунки:
         это –спираль Фибоначчи: объединение окружностей, вписанных в квадраты, стороны которых – одно из чисел Фибоначчи; посмотрите, мы действительно видели числа 5,8, 13, 21 в последовательности выше; а это:
         закручивающиеся,по спирали Фибоначчи, семена цветка; или погодный фронт, перемещающийся по тому же закону
         А вот применение золотого сечения: это – схема построения Парфенона, знаменитого своей красотой античного храма, известного вам из истории; огромное число измерений в нём соответствует принципу, по которому ширина во столько же раз больше высоты, во сколько раз высота и ширина вместе больше просто ширины; это "во столько раз" и выражается числом , обеспечивающим наилучшее восприятие.
         Что ж, теперь, услышав многое о различных последовательностях, давайте попробуем сформулировать, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке и вообще – изучая тему?
         Учащиеся (после некоторого размышления и, возможно, с наводящими вопросами): определять законы построения последовательности и научиться находить их элементы.

         IV. Решение заданий по новому материалу
         Учитель: рассмотрим конкретные законы вычисления последовательностей (на доске записывается формула an = 4n + 1); кто хотел бы найти значения a1, a2, a3, a4?
         Желающего ученика вызывают к доске; он вычисляет члены последовательности, остальные работают в тетрадях.
         Когда задание выполнено – учитель уточняет: какую закономерность можно наблюдать в последовательности? На сколько возрастает каждый её член?
         Отвечающий у доски (если затрудняется – ему помогают вызываемые учащиеся с места): на 4.
         Учитель: а почему же начинается не с 4?
         Отвечающий: потому что к первому члену добавляется единица.
         Учитель: да, совершенно верно. А есть желающие вычислить первые четыре члена этих последовательностей: an = 3n – 2;     an = –2n + 5?
         Желающие выходят к доске одновременно: выполняют задания; остальные решают на месте.
         Учитель: а теперь – поработаем в группах; как вы сидите, каждый ряд получит одно общее задание (если, из-за отсутствия некоторых учащихся, на рядах оказывается сильно неравно число учащихся – некоторым предлагается пересесть); каждому ряду даётся последовательность чисел, построенная по закону аналогичному последовательностям, вычисленным на доске; задача каждого ряда – восстановить этот закон.
         По рядам раздаются карточки с написанными числами:
         I ряд:          –2, 1, 4, 7                                (3n – 5)
         II ряд:         5, 2, –1, –4                              (–3n + 8)    
         III ряд:        6, 11, 16, 21                             (5n + 1)
         3-5 минут учащиеся работают самостоятельно, потом – к доске приглашаются ученики, демонстрирующие результаты.
         Учитель: хорошая работа. А теперь посмотрите на эти задания (на доске закрепляются карточки с последовательностями: 1, 4, 9, 16; 1, 1/3, 1/5, 1/7; (–1), 1, (–1), 1; 1, 2, 6, 24). Это тоже последовательности, но уже построенные по другим принципам. Сегодня этот принцип будет подсказан; ваша задача определить, где какой случай (на доске, также, закрепляются подсказки: an = n2, an = 1/(n + 2),  an = (–1)n, a1 = 1; an = an – 1 x n).
         Желающие выходят к доске, проводя соответствующие стрелки и объясняя закон; соответствия, также, записываются в тетрадях.
         Учитель: отлично! А теперь подумайте над вопросом: а может ли существовать последовательность, числа в которой равны?
         Учащиеся (после размышления и, возможно, наводящих вопросов): например: 4, 4, 4.
         Учитель: и как же она построена?
         Учащиеся: на каждом шагу добавляется 0.
         Учитель: верно. А может быть последовательность 0, 0, 0?
         Учащиеся: да, каждому числу добавляется 0.
         Учитель: а другой закон?
         Учащиеся: или каждый член умножается на 2.
         Учитель: или?
         Учащиеся: или на 3. На 4 и так далее.
         Учитель: а ещё действия?
         Учащиеся: или возводится в степень.
         Учитель: кроме?
         Учащиеся: нуля, потому что 0 нельзя возводить в нулевую степень.
        
         V. Подведение итогов
         Учитель: отлично. Сегодня вы хорошо поработали; мы узнали, что существуют последовательности чисел; что они укладываются в тот или иной закон. Сейчас пришло время выставления оценок (озвучиваются заслуженные оценки).

          VI. Постановка домашнего задания
         Учитель: к следующему уроку вам надо выполнить такие задания (раздаются карточки с заданиями); обратите внимание – закон, в первом номере, сложнее чем тот, с которым работали сегодня, но подобные действия мы выполняли ещё в 8-м классе, находя значения различных функций; а вот номер 2 – совершенно аналогичен заданию, решённому в классе.
         Учитель: урок окончен; до свидания.
         Содержание карточек с домашним заданием:
         1. Напишите первые 7 членов последовательности, заданной формулой: an = n3 + 1
         2. Установите закон, по которому построена последовательность: 3, 8, 13, 18
         3. Последовательность (называемая Биномом Ньютона) построена по принципу: каждый её член равен сумме двух, стоящих справа и слева выше него; запишите два следующих ряда этой последовательности:
1       1
1       2       1
1       3       3        1
1       4       6        4       1

Комментариев нет:

Отправить комментарий