Информационно-коммуникационная
технология, здоровьесберегающие технологии, групповая и диалоговая технологии
8 класс. Урок химии
Тема. Общие способы
получения оксидов, оснований, кислот, солей
Цели урока:
Образовательные: ознакомить учащихся с общими способами получения
оксидов, оснований, кислот, солей.
Развивающие: развивать навыки работы с учебной литературой; показать
на примере получения различных классов неорганических соединений, взаимосвязь
между строением, свойствами и получением этих веществ.
Воспитательные: воспитать чувство товарищества,
дисциплинированности, аккуратности
Формы работы: работа с учебником, групповая работа.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов.
I.
Организационный этап
Здравствуйте!
Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Мы продолжаем изучать основы
удивительной, но в тоже время и сложной науки – химии.
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Между классами неорганических соединений существует
генетическая связь. Проанализируем, что означает понятие «генетическая связь
классов неорганических соединений».
• Одни соединения путем химических преобразований можно
перевести в другие.
• Существует тесная связь между составом отдельных классов
соединений.
• Взаимопревращения каждого класса неорганических соединений
обусловлены их физическими и химическими свойствами.
• Генетическая связь дает возможность предположить пути
синтеза классов неорганических соединений.
Возможно получение различных классов неорганических
соединений из простых веществ путем взаимопревращения сложных веществ.
На доске
записана тема:
«Важнейшие
классы неорганических соединений»
Учащиеся читают загадки.
• «Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества? (О т в е т. Оксиды.)
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества? (О т в е т. Оксиды.)
• «Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород». (О т в е т. Кислоты.)
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород». (О т в е т. Кислоты.)
• «В каких веществах у
фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?» (О т в е т. Щелочи.)
Бывает не жизнь, а сплошная малина?» (О т в е т. Щелочи.)
• «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...» (О т в е т. Соли.)
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...» (О т в е т. Соли.)
Учитель Откройте тетради, запишите число и тему урока. Сформулируйте
цели урока.
Сегодня мы должны, опираясь на наши знания о свойствах
классов неорганических соединений, рассмотреть способы получения классов
неорганических соединений. Для этого вы объединитесь в группы и в учебнике найти ответы на определенные вопросы.
Группа 1
Расскажите о способах получения оксидов
Группа 2
Расскажите о способах получения оснований.
Группа 3
Расскажите о способах получения кислот
Группа 4
Расскажите о способах получения солей
Учащиеся под руководством учителя готовят ответы на задачи
группы и вывешивают на доске подготовленные способы получения классов
неорганических соединений.
Группа 1
Общие способы получения оксидов в промышленности
1) Многие вещества в природе существуют в виде руд,
содержащих оксиды. Например:
• бурый железняк Fe2O3;
• красный железняк Fe3O4;
• бокситы Аl2O3;
• песок, кварц SiO2.
В этом случае получение оксида предусматривает очистку и
обогащение руды.
2) Путем сжигания простых веществ:
N2 + O2 = 2NO
3) Путем сжигания сложных веществ:
4NH3 + 5O2
= 4NO + 6Н2O
Лабораторные способы получения оксидов
1) Путем сжигания простых веществ:
С + O2 = СO2
2Mg + O2 = 2MgO
(Демонстрация сжигания углерода и магния)
2) Путем сжигания сложных веществ:
СН4 + 2O2 = СO2 +
2Н2O
3) Путем разложения сложных веществ в процессе нагрева:
Группа 2
Получение оснований в промышленности
Щелочи путем электролиза растворов солей:
2NaCl + 2Н2O = 2NaOH + Н2 + Сl2
Лабораторные способы получения оснований
1) Щелочей — путем растворения щелочных и щелочноземельных
металлов в воде:
2Na + 2Н2O = 2NaOH + Н2
Путем растворения основных оксидов в воде:
СаO + Н2O =
Са(ОН)2
2) Нерастворимые основания — путем действия щелочей на соли:
ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2
+ 2NaOH
IV. Физминутка
Упражнение
«Буратино».
Учащимся
предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино и,
обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм»,
«миллиметр», и др.
Группа 3
Промышленные способы получения кислот
1) Безоксигеновые кислоты получают путем растворения
галогеноводородов в воде:
HCl, H2S.
2) Производство оксигеносодержащих кислот — это сложный
многостадийный процесс, основанный на растворении кислотных оксидов в воде:
SO3
+ H2O = H2SO4
CO2 + H2O = H2CO3
Лабораторные способы получения кислот
В лаборатории кислоты получают путем действия более сильных
кислот на растворы солей:
Группа 4
Получение солей в промышленности
1) Из природных соединений:
СаСO3, Na2CO3, MgCO3, NaCl.
2) Путем сплавления оксидов:
Na2O + SiO2
= Na2SiO3
Лабораторные способы получения солей
1) Путем взаимодействия кислотных оксидов с растворами
щелочей:
Са(ОН)2 + СO2 = СаСO3 +
Н2O
2) Путем растворения металлов в кислотах:
Zn + 2НСl = ZnCl2
+ Н2
3) Путем взаимодействия основных оксидов с кислотами:
СаО + H2S04 = CaS04
+ Н20
4) Путем взаимодействия оснований и кислот:
2NaOH + H2SO4
= Na2SO4 + 2Н2O
5) Путем взаимодействия солей с основаниями:
АlСl3 + 3NaOH = Аl(ОН)3
+ 3NaOH
6) Путем взаимодействия солей с кислотами:
Na2CO3 + 2НСl =
2NaCl + СO2 + Н2O
7) Путем взаимодействия растворов солей:
AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
Учитель обобщает ответы учащихся и подводит итоги урока,
учащиеся анализируют все ли цели урока достигнуты.
VI. Рефлексия
Учитель показывает учащимся карточки с
изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок,
который соответствует их настроению.
Проработать соответствующий параграф учебника. Составить
схему получения классов неорганических соединений в любой форме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий