пятница, 30 ноября 2018 г.

Информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающие технологии, групповая и диалоговая технологии

8 класс. Урок химии

Тема. Общие способы получения оксидов, оснований, кислот, солей

Цели урока:
Образовательные: ознакомить учащихся с общими способами получения оксидов, оснований, кислот, солей.
Развивающие: развивать навыки работы с учебной литературой; показать на примере получения различных классов неорганических соединений, взаимосвязь между строением, свойствами и получением этих веществ.
Воспитательные: воспитать чувство товарищества, дисциплинированности, аккуратности
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: работа с учебником, групповая работа.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов.


I.                  Организационный этап
Здравствуйте! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Мы продолжаем изучать основы удивительной, но в тоже время и сложной науки – химии.
 II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Между классами неорганических соединений существует генетическая связь. Проанализируем, что означает понятие «генетическая связь классов неорганических соединений».
• Одни соединения путем химических преобразований можно перевести в другие.
• Существует тесная связь между составом отдельных классов соединений.
• Взаимопревращения каждого класса неорганических соединений обусловлены их физическими и химическими свойствами.
• Генетическая связь дает возможность предположить пути синтеза классов неорганических соединений.
Возможно получение различных классов неорганических соединений из простых веществ путем взаимопревращения сложных веществ.
На доске записана тема:
«Важнейшие классы неорганических соединений»
Учащиеся читают загадки.
• «Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества? 
(О т в е т. Оксиды.)

• «Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород». 
(О т в е т. Кислоты.)

• «В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?» 
(О т в е т. Щелочи.)

• «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...» 
(О т в е т. Соли.)

Учитель Откройте тетради, запишите число и тему урока. Сформулируйте цели урока.
Сегодня мы должны, опираясь на наши знания о свойствах классов неорганических соединений, рассмотреть способы получения классов неорганических соединений. Для этого вы объединитесь в группы и в  учебнике найти ответы на определенные вопросы.
Группа 1
Расскажите о способах получения оксидов
Группа 2
Расскажите о способах получения оснований.
Группа 3
Расскажите о способах получения кислот
Группа 4
Расскажите о способах получения солей
 III. Самостоятельная работа в группах
Учащиеся под руководством учителя готовят ответы на задачи группы и вывешивают на доске подготовленные способы получения классов неорганических соединений.
Группа 1
Общие способы получения оксидов в промышленности
1) Многие вещества в природе существуют в виде руд, содержащих оксиды. Например:
• бурый железняк Fe2O3;
• красный железняк Fe3O4;
• бокситы Аl2O3;
• песок, кварц SiO2.
В этом случае получение оксида предусматривает очистку и обогащение руды.
2) Путем сжигания простых веществ:
N2 + O2 = 2NO
3) Путем сжигания сложных веществ:
4NH3 + 5O2 = 4NO + 6Н2O

Лабораторные способы получения оксидов
1) Путем сжигания простых веществ:
С + O2 = СO2
2Mg + O2 = 2MgO
(Демонстрация сжигания углерода и магния)
2) Путем сжигания сложных веществ:
СН4 + 2O2 = СO2 + 2Н2O
3) Путем разложения сложных веществ в процессе нагрева:

Группа 2
Получение оснований в промышленности
Щелочи путем электролиза растворов солей:
2NaCl + 2Н2O = 2NaOH + Н2 + Сl2
Лабораторные способы получения оснований
1) Щелочей — путем растворения щелочных и щелочноземельных металлов в воде:
2Na + 2Н2O = 2NaOH + Н2
Путем растворения основных оксидов в воде:
СаO + Н2O = Са(ОН)2
2) Нерастворимые основания — путем действия щелочей на соли:
ZnCl2 + 2NaOH Zn(OH)2  + 2NaOH

IV. Физминутка
Упражнение «Буратино».
Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм», «миллиметр», и др.
Группа 3
Промышленные способы получения кислот
1) Безоксигеновые кислоты получают путем растворения галогеноводородов в воде:
HClH2S.
2) Производство оксигеносодержащих кислот — это сложный многостадийный процесс, основанный на растворении кислотных оксидов в воде:
SO3 + H2O = H2SO4
CO2 + H2O = H2CO3

Лабораторные способы получения кислот
В лаборатории кислоты получают путем действия более сильных кислот на растворы солей:

Группа 4
Получение солей в промышленности
1) Из природных соединений:
СаСO3, Na2CO3, MgCO3, NaCl.
2) Путем сплавления оксидов:
Na2O + SiO2 = Na2SiO3

Лабораторные способы получения солей
1) Путем взаимодействия кислотных оксидов с растворами щелочей:
Са(ОН)2 + СO2 = СаСO3 + Н2O
2) Путем растворения металлов в кислотах:
Zn + 2НСl = ZnCl2 + Н2
3) Путем взаимодействия основных оксидов с кислотами:
СаО + H2S04 = CaS04 + Н20
4) Путем взаимодействия оснований и кислот:
2NaOH H2SO4 = Na2SO4 + 2Н2O
5) Путем взаимодействия солей с основаниями:
АlСl3 + 3NaOH = Аl(ОН)3  + 3NaOH
6) Путем взаимодействия солей с кислотами:
Na2CO3 + 2НСl = 2NaCl + СO2 + Н2O
7) Путем взаимодействия растворов солей:
AgNO3 + NaCl AgCl NaNO3
 V. Подведение итогов урока
Учитель обобщает ответы учащихся и подводит итоги урока, учащиеся анализируют все ли цели урока достигнуты.

VI. Рефлексия
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
 VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий параграф учебника. Составить схему получения классов неорганических соединений в любой форме.


Комментариев нет:

Отправить комментарий