Коммуникационная, здоровьесберегающая, предметно-ориентированная технологии, технология сотрудничества, технология проблемного обучения
8 класс.Урок физики
Тема урока «Сопротивление проводников»
Образовательные цели урока:
формирование понятия удельного сопротивления проводника; формирование умения определять сопротивление проводника при помощи электроизмерительных приборов и объяснение результатов физического опыта
Развивающие цели урока:
· развитие мотивации учебной деятельности,развитие умения логически мыслить,развитие навыков самостоятельного поиска решение задач,развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.
Воспитательные цели урока:
· воспитание внимания и умения слушать,воспитание умения работать в заданном режиме,воспитания самоконтроля и дисциплины.
Задачи урока:
· способствовать развитию креативных способностей учащихся при решении нестандартных задач;
·
способствовать совершенствованию аналитических навыков учащихся при решении задач;
·
способствовать формированию навыков и умений использовать различные способы решения задач.
Тип урока Изучение нового материала
Педагогические технологии:
- технология сотрудничества - реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;
- коммуникационная технология – заключается в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия;
- здоровьесберегающая технология заключается в сбережении здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечении школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, способствовании воспитания у учащихся культуры здоровья.
- технология проблемного обучения, цель которой - развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний;повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.
- предметно-ориентированная технология,
обеспечивающая высокий уровень предметных знаний, умений и навыков.
Оборудование и материалы:
1. На столах у учащихся: таблица для проверки домашнего задания,смайлики для рефлексии.
2. Лабораторное оборудование.
Структура учебного занятия:
·
организационный момент,
·
проверка домашнего задания,
·
изучение нового материала,
·
физкультминутка,
·
решение задач,
·
подведение итогов,
·
рефлексия,
·
домашнее
задание.
Ход занятия
I.
Организационный
момент
·
Проверка
готовности к уроку.
-Здравствуйте, ребята. Я
рад видеть вас на уроке физики. Вижу полную готовность класса и желание
узнать, что же вас ждет сегодня.
·
Знакомство
с организацией работы на уроке.
Сегодня мы продолжим изучать основные
физические величины, влияющие на силу электрического тока в проводнике. Нам
предстоит экспериментальным путем выяснить, от чего они зависят. Великий
китайский философ Конфуций сказал «Три пути ведут к знанию: путь размышления –
это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь
опыта – это путь самый горький». Но, мы, то с вами помним, что эксперимент –
основной метод познания в физике.
II.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Диалог учителя: На предыдущих уроках мы выяснили, от каких величин и
как зависит сила тока в цепи.
Вопросы:
Ребята, для того чтобы вспомнить
пройденный материал каждому из вас нужно заполнит таблицу.
Посмотрите, она перед вами. В течение 2 минут вы должны её заполнить
Теперь вы должны
обменяться листочками и проверьте друг у друга.
|
1. Какой
закон выражает эту зависимость?
2. Сформулировать
закон Ома для участка цепи.
За каждый верную строчку - 1 балл.
Подготовка к восприятию нового
Диалог учителя: Наша задача сегодня научится
рассчитывать сопротивление проводника.
Тема
нашего урока «Удельное сопротивление».
Давайте
вспомним:
1. Что вам известно об электрическом
сопротивлении проводника?
III.
Изучение нового материала
1 часть
Создание проблемной ситуации
№1 – проблемно-исследовательский эксперимент (выполняется учителем)
Приём создания проблемной ситуации – предъявить научный факт
экспериментом.
Учитель
поочерёдно включает в цепь два проводника, сделанных из одного вещества,
одинаковой толщины, но разной длины. И просит детей обратить внимание на
результаты эксперимента.
Побуждающий к выдвижению гипотез диалог:
1. Чем объяснить различные значения силы
тока в 1 и во 2 случае?
2.
Для всех ли проводников выполняется эта зависимость?
Решающая гипотеза:
I
, а значит R различно из-за разной
длины проводников =>
.
Создание проблемной ситуации №2 – проблемный эксперимент (выполняется
учителем)
Приём создания проблемной ситуации – предъявить научный факт
экспериментом.
Учитель
поочерёдно включает в цепь два проводника, сделанных из одного вещества,
одинаковой длины, но разного сечения. И просит детей обратить внимание на
результаты эксперимента.
Побуждающий к выдвижению гипотез диалог:
1. Почему сила тока тока в 1 и во 2
случае опять различна?
2.
Для всех ли проводников выполняется эта зависимость?
Решающая гипотеза:
I
, а значит R проводника различно,
т.к. разная толщина проводников =>
.
Создание проблемной ситуации №3 – проблемный эксперимент (выполняется
учениками).
Приём создания проблемной ситуации – предъявить научный факт
экспериментом.
Учитель показывает
ученикам два проводника одинаковой длины и одинаковой толщины, сделанные из
разных материалов.
Побуждающий к выдвижению гипотез диалог:
1.
Как вы думаете, одинаково ли сопротивление у этих проводников? Ученики высказывают свои предположения,
обосновывая их.
2 часть.
Создание проблемной ситуации №4
Как учесть зависимость сопротивления проводника от вещества,
из которого он изготовлен проводник? Учащиеся выдвигают
гипотезы. В ходе обсуждения приходят к выводу, что нужно вычислить удельное
сопротивление материала, из которого проводник состоит.
Далее вводится понятие удельного
сопротивления проводника, его буквенное обозначение, записывается формула для
расчёта электрического сопротивления через характеристики проводника.
Создание проблемной ситуации №5
Как определить единицу измерения удельного сопротивления
проводника? Учащиеся обсуждают этот вопрос и делают вывод о том, что можно
воспользоваться данной формулой
Я называю утверждения. Кто не согласен с этим
утверждением –
встает; если вы согласны с данным утверждением, то пожали друг другу руки.
1. Чем длиннее
проводник, тем больше его сопротивление. (Да)
2. Чем больше
удельное сопротивление, тем лучше вещество проводит электрический ток. (Нет)
3. Чем больше
площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление. (Да)
4. Сопротивление
не зависит от длины проводника. (Нет)
V.
Решение задач
1.
Длина медного провода 200 м, площадь поперечного сечения 2 мм2. Чему
равно сопротивление такого проводника?
2.
Никелиновый провод длиной 50 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2
включён в электрическую цепь с напряжением 220 В. Определите силу тока в этой
цепи?
3.
Сила тока в железном проводнике длиной 150 мм и площадью поперечного сечения
0,02 мм2 равно 250 мА. Каково напряжение на концах проводника?
VI.
Подведение итогов
·
Подведение итога урока
1. Какова
была тема урока? А проблема?
2. Что
нового о сопротивлении вы сегодня узнали?
3. В
каких единицах измерения представлены значения удельного сопротивления в
таблице?
4. Какое
вещество имеет наибольшее удельное сопротивление?
5. Какое
вещество имеет наименьшее удельное сопротивление?
6. Чему
равно удельное сопротивление алюминия? Что означает эта запись в таблице?
7. Чему
равно удельное сопротивление меди? Что означает эта запись?
VII.
Рефлексия:
На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку
VIII.
Домашнее задание:
§ 41, Упр.19 (1,2,3)
Спасибо вам за урок и плодотворную работу.Вы – молодцы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий