Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо объединить
в группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда
на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике,
а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю.
В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет
более глубокое познание сущности изученного явления.
Вопрос
автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ
проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько
вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его
смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на
самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по
химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по
физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору и т.д.
Тематический
кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием
кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить
домашнее задание, учителю необходимо составить
кроссворд по
соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные
кроссворды,
которые можно разгадывать всем классом.
Неожиданные
вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос
по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно
подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное
разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия
на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ
одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с
учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
Взаимная
проверка
При проверке письменного домашнего задания по
химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить
ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий,
поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные
вопросы.
Краткие
письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать
на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из
двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических
знаний.
Сверка
с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего
задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним,
исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от
учителя или одноклассников.
Опрос-светофор
В нашем случае в качестве
светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и
зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о
готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том,
что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня
ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это
двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы,
при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу
ответить!».
Солидарный
опрос
Если ученик у доски не может справиться с
заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех,
кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и
предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам
выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут
на подготовку.
Взаимный
опрос
Педагог дает поручение трем наиболее
подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или
«3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на
вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
Программируемый
опрос
В этом случае ученику необходимо выбрать
правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при
устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении
разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту
неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Тихий
опрос
Учитель негромко беседует с одним или
несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
Опросная
цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять
для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик
начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает
продолжить мысль другому ученику.
Лист
«защиты»
Создается для
неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик,
который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть
уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию
под контролем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий