понедельник, 16 сентября 2019 г.

Технология интегрированного обучения, технология учебно-игровой деятельности, технология развивающего обучения

  6 класс. Урок географии

Тема урока: Путешествие по страницам романа Ж.Верна «Дети
капитана Гранта»

  Цели урока: закрепить знания по изучению географических координат, по определению расстояний с помощью масштаба; развивать креативные способности, пространственное воображение; воспитывать интерес к путешествиям, прививать интерес к литературе.
 Оборудование: учебники, атласы, глобус, контурные карты, линейки, энциклопедии, справочники, дополнительный материал из интернет-ресурсов.
 Тип урока: обобщение, систематизация и оценивание знаний.



                                             ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

 2. Мотивация учебной и познавательной деятельности
           Бывало, в сказках старый столб вещал богатырям:
        «Пойдешь направо – конь падет, налево – сгинешь сам,
          А прямо – ждет тебя успех на всем твоем пути!»
          А что поможет вам теперь путь правильный найти,
          Расскажет, где и почему, и что в пути вас ждет,
          Как только дружный ваш отряд отправится в поход?
    Вы, наверное, догадались, что эти чудесные строчки посвящены географической карте – вашему главному помощнику и проводнику в мире географии. Сегодняшний урок является завершающим в изучении способов изображения Земли и особенностей географических карт. Настало время отправляться в самостоятельное путешествие. Надеюсь, что, взяв с собой ваши знания и умения  и надежных друзей, вы с успехом преодолеете все трудности на своем пути. А отправимся мы с вами сегодня в путешествие по станицам романа французского писателя Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
   3. Основная часть урока
  Ученики на карте отмечают начальную точку путешествия, определяют ее координаты, записывают в тетрадь( 52 с.ш. 5 з.д.), наносят на контурную карту). Рассказывают основную идею и краткое содержание романа.
     Учащийся демонстрирует запечатанную бутылку с запиской внутри (учащиеся читают послание в бутылке на английском языке и делают приблизительный перевод текста) и рассказывает историю возникновения бутылочной почты:
 - Суть бутылочной почты заключается в том, что на куске бумаги или пергамента пишется текст, после чего послание сворачивается в виде свитка и кладется в стеклянную бутылку. Бутылка запечатывается и бросается в океан. Гонимая течениями бутылка прибивается к берегу, где ее и находят.
  В мореплавании имеются сотни историй, когда из бутылок оказывались единственными сведениями о судьбе пропавшего судна и его экипажа. Часто послание в бутылке оказывалось последней надеждой на помощь, вот только редко когда письмо приходило вовремя, чтобы успеть спасти отправителя.
  В литературе:
- В романе Ж.Верна «Дети капитана Гранта» герои находят внутри акулы бутылку с просьбой о помощи.
- Один из первых рассказов Э.По назывался «Рукопись, найденная в бутылке»
- В детском рассказе Говарда Лавкрафта, который называется «Маленькая стеклянная бутылка», герои находят таинственное послание в бутылке, плавающей в море.
- В романе Виктора Гюго «Человек, который смеется» тонущие бандты кидают в море бутылку с запиской о происхождении главного героя, что и становится кульминацией романа.
- В романе Агаты Кристи «Десять негритят» судья, мечтавший об «идеальном преступлении», отправляет в  в бутылке послание – в котором описывает все подробности своей серии хитроумных убийств.
 
   Вторая точка, где остановились наши путешественники, находится на восточном побережье Южной Америки (7 ю.ш. 35 з.д.). Наносим ее на контурную карту. Но, чтобы ее достичь героям пришлось пересечь Атлантический океан.
   Рассказ ученика:
  Задолго до эпохи Великих географических открытий просторы Атлантики бороздили многочисленные суда викингов, карфагенян, финикийцев, норманнов и басков. К примеру, племя басков обосновалось на Пиренейском полуострове в глубокой древности, еще до появления на континенте индоевропейских народов. Кормясь рыболовным промыслом, но не имея доступа к тихим бухтам теплого Средиземного моря, баски волей-неволей досконально изучили бурный Бискайский залив, о котором издавна ходила дурная слава. Нельзя исключить, что за несколько веков до Колумба они достигли «земли Вяленой рыбы» (о. Ньюфаундленд) по ту сторону Атлантики: тамошние воды и доныне славятся богатейшими рыбными запасами. В 10-11 веках новую страницу  в изучение северной Атлантики вписали норманны. По мнению большинства исследователей доколумбовых открытий, скандинавские викинги первыми и не раз переплывали  океан, достигнув берегов Американского континента (они называли его Винландом) и открыв Гренландию и Лабрадор. Если бы им удалось колонизировать Новый Свет, то, возможно, сегодня Канада была бы заморской провинцией Швеции или Норвегии.
  Спустя несколько веков экспедиции Христофора Колумба нанесли на карту многие острова Карибского бассейна и огромный материк, позднее названный Америкой.
    Путешественники достигли 37-й параллели южной широты. Определяем координаты  3-й точки нашего путешествия. (37 ю.ш. 57 з.д.) и наносим на контурную карту. Их маршрут пролегал через горы Анды.

  Рассказ ученика:
  АНДЫ, Андийские Кордильеры – самая длинная (9000 км) и одна из самых высоких горных систем Земли, окаймляющая с севера и запада всю Южную Америку. Местами Анды достигают ширины свыше 500 км. Средняя высота – около 4000 м. Наивысшая точка Анд – гора Аконкагуа, высота которой 6962 м. Анды с языка индейцев означают «медь» или «медные горы».  
    Путешествие продолжалось обратно на восток вдоль 37-й параллели через Атлантический и Индийские океаны. Запасы пресной воды  были сделаны в
4-й точке (крайняя южная точка Африки мыс Агульяс - 34 ю.ш. 20 в.д.). И вот берега Австралии. Здесь определяем координаты 5-й точки, записываем в тетрадь, наносим на контурную карту (37 ю.ш. 130 в.д.). Путешествие продолжается через Тихий океан к островам Новой Зеландии.

  Рассказ ученика:
   Первым человеком, добравшимся до Тихого океана морским путем, был Фернан Магеллан. Этот португальский мореплаватель, состоявший на службе у испанского короля Карла 5, сумел достичь Индии, двигаясь все время на запад: он прошел проливом, расположенным к югу от американского континента.
  Выйдя 20 сентября 1519 года из испанской гавани Санлукар-де-Баррамеда, Магеллан направил 5 своих судов, на которых находилось 277 человек, к Южной Америке. Во время путешествия потерпел крушение корабль «Сантьяго», из его матросов мало кто спасся.
  Команда второго корабля «Сан-Антонио» взбунтовалась и повернула обратно в Испанию. Три оставшихся судна направились к южной оконечности Южной Америки, за которой начинался пролив, в наши дни именуемый Магеллановым, прошли через него  и оказались в тихих и спокойных водах, которые стали называть Тихим морем. Мореплаватель продолжил путь и в 1521 году достиг Марианских и Филиппинских островов. Здесь Магеллан был убит 27 апреля в стычке с аборигенами. Экипаж единственного уцелевшего корабля «Виктории» вернулся в Санлукар-де- Баррамеда в 1522 году через 3 года после начала экспедиции.
  Из 5 кораблей вернулся домой только один, из 277 членов экипажа – только 18 человек. Так, с легкой руки Фернана Магеллана этот океан получил название Тихий, потому, что все 3-х месячное плавание по нему не случилось ни одного шторма, ни одного урагана. На самом деле этот океан очень грозный и опасный.
 
      Наше путешествие подходит к концу. На одном из островов Новой Зеландии, координаты которого 37 ю.ш. 165 в.д., дети нашли своего отца.
   Проверяем правильность нанесения координат на контурную карту.
   Определяем расстояние пройденного маршрута: измеряем линейкой на контурной карте, затем, используя масштаб, определяем расстояние в километрах. Все записываем и правильно оформляем в тетради.
  4. Закрепление пройденного материала
   Проверяем правильность ведения судового журнала (тетрадь) и карту с проложенным маршрутом (контурная карта)
 5. Итоги урока
 Заключительное слово учащихся – что понравилось в уроке, что – нет, что нового и интересного узнали на этом уроке.
 Выставление оценок.
 6. Домашнее задание
 - повторить материал параграфа,
 - закончить оформление задания на контурной карте.



Комментариев нет:

Отправить комментарий