пятница, 15 февраля 2019 г.

Технологии развивающего и проблемного обучения, групповые технологии, педагогика сотрудничества

7 класс. Урок биологии                   

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ

Цели:
·        Образовательные: дать общую характеристику класса пресмыкающиеся; выявить особенности происхождения пресмыкающихся; изучить особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения животных, относящихся к данному классу.
·        Развивающие: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты; выделять главное в тексте и оформлять таблицу.
·        Воспитательные: учить ценить красоту окружающего мира и воспитать ценностное отношения к природе
Тип урока: изучения нового материала
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: таблицы, учебник

Ход урока
.     Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Все приготовили учебные принадлежности? Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу и нашим гостям. Я надеюсь, что урок принесёт вам радость новых знаний и открытий.
   Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучение темы Земноводные или Амфибии. Давайте проверим ваши знания по ней.
Фронтальный опрос учащихся.
Биологический диктант.  Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
1……-позвоночные животные, которые первыми приспособились к наземному образу жизни(земноводные).
2.Второе название ……в переводе с греческого означает как двоякоживущие (амфибии).
3.Класс земноводных объединяется в три отряда: ..., ..., ... (Безногие, Хвостатые, Бесхвостые).
4.Кожа земноводных …….(тонкая, гладкая, влажная).
5.Скелет состоит из……отделов (4 отделов).
6.Личинки земноводных дышат в воде ……(жабрами).
7.Взрослые особи дышат…..(легкими).
8.Сердце у земноводных ……, есть ……. Круга кровообращения…….и ………
(трехкамерное,2, большой и малый).
9. Глаза у земноводных защищены ..., имеется ... перепонка(веками, мигательная перепонка)
10.Кроме внутреннего уха у земноводных появилась полость ……..уха. (среднего)
11.Земноводные помимо легочного имеют ... дыхание (кожное дыхание).
12. Конечности земноводных приспособлены к передвижению по ... и ...(суше и воде).
13.Оплодотворение у большинства видов……(наружное)
14.Освоив сушу, они порвали связь с ……(водой).
Метод взаимопроверки – учащиеся меняются тетрадями и в соответствие с разбалловкой выставляют оценки
14-13 правильных ответов – 5 баллов
12-10 правильных ответов – 4 баллов
9-6 правильных ответов – 3 балла
5-2 правильных ответов – 2 балла
1-0 правильных ответов – 1 балл
Индивидуальная работа.
Ученики вытаскивают из мешочка названия органа и прикрепляют на доску под одной из предложенных систем
Системы органов
Дыхательная
Кровеносная
Пищеварительная
Мочеполовая




Органы. Легкие Желудочек Предсердие Пищевод Желудок Кишка Печень Желчный пузырь Почки Поджелудочная железа Семенник Яичник Мочеточник Артерия
Ученикам предлагаются для решения биологические задачи:
1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?(Тем, что дыхание у земноводных осуществляется в том числе и через кожу).
2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
3. Лягушка - хороший пловец. Как называется такой стиль плавания у человека? Какие освоенности строения способствуют ее передвижению в воде?(Брасс. Малозаметные границы между головой и туловищем, гладкая кожа покрытая слоем слизи, хорошо развитые парные конечности; задние имеют плавательные перепонки)
4.  Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. (Слизь лягушки обладает бактерицидным свойством.)
      Мотивация
Учитель: Молодцы! Вы хорошо усвоили предыдущую тему. А сегодня мы приступаем к изучению новой темы. Речь пойдёт об удивительных и необычных животных, о которых сложено много легенд. Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство интереса и даже некоторого страха. Послушайте интересные факты о представителях этого класса животных.
v Именно они, начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в Древнем Риме.
v Среди примерно 100 высокочтимых древнеегипетских божеств эти животные занимали одно их первых мест. Римский историк Геродот описывал в своих книгах не только храмы, посвященные этому божеству, по и золотые браслеты и драгоценные камни, которые украшали лапы и головы животных, живших в большой роскоши в храмах. Пищу им приносили на серебряных подносах и, причем, саму отборную – окорока и куропаток.
v Это чудовище похоже на дракона, длина которого достигает почти 3 метра, живёт на острове Комодо.  Массивный хвост, большие когтистые лапы, огромная, почти до 40 см, голова, пасть, вооруженная множеством зубов. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Изо рта непрерывно высовывается длинный язык оранжевого цвета. Из засады нападает на кабанов, обезьян, таскает из деревень кур, коз.
v Когда-то животных этого класса называли гадами. Были попытки разделить гадов на два класса — «голокожных» и «твердокожных». Карл Линней, характеризуя «класс гадов» отмечал, что «кровь холодная, а дыхание легочное»
v О них сложено много легенд, сказаний и загадок. Это их считают способными к гипнотическому взгляду, долгожителями, ужасно кровожадными, быстрыми и юркими, переменчивыми, символом медицины.
Учитель: О каких животных говорится? Ответы учащихся: О змеях, черепахах, крокодилах, ящерицах, варанах.
Учитель: Кто знает к какому классу животных они относятся? Ответы учащихся: К классу Пресмыкающиеся
Учитель: Правильно. Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним.  Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.
   Итак, ребята, откройте тетради, запишите число, сегодня 12 февраля, классная работа и тема урока «Общая характеристика класса Пресмыкающиеся особенности процессов жизнедеятельности и поведения». Давайте вместе сформулируем цели урока. Предполагаемые ответы учащихся: дать общую характеристику класса Пресмыкающиеся; определить особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения представителей класса Пресмыкающиеся.
Учитель: Все верно, ребята. Но еще одной нашей целью будет рассмотрение происхождения Пресмыкающихся. Ученик …. получил опережающее задание и подготовил информацию об эволюции пресмыкающихся.
Примерное сообщение ученика
Основной предковой группой, давшей все разнообразие современных и ископаемых пресмыкающихся, вероятно, были котилозавры, Их череп был в виде сплошной костной коробки с отверстиями только для глаз, ноздрей и теменного органа, шейный отдел позвоночника был слабо оформлен, конечности были коротки и широко расставлены. однако дальнейшее развитие рептилий шло разными путями.
Сначала обособились анапсиды и синапсиды. В структуре черепа анапсид отсутствовали какие-либо впадины. Считается, что потомками этого направления стали черепахи 
Следующей группой, отделившейся от котилозавров, были диапсидные. Их череп имеет две височные впадины. В конце пермского периода от примитивных диапсид обособились чешуйчатые (ящерицы), ставшие многочисленными в меловой период. К концу мелового периода от ящериц произошли змеи.
Самая многочисленная группа диапсид - Архозавры. Среди них — крокодилы, летающие птерозаврыдинозавры и птицы.
Крокодилы и птицы — единственные архозавры, дожившие до наших дней.
      Изучение нового материала
Учитель: Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией. А специалисты, занимающиеся изучением рептилий – герпетологи. Вот и мы сегодня давайте побудем немного герпетологами и изучим особенности жизнедеятельности пресмыкающихся. Для этого объединитесь в 3 группы, по рядам и получите карточки с заданиями.


Задание для 1 группы: заполнить таблицу.
Признак
Характеристика
Среда обитания

Внешнее строение

Опорно-двигательная система

Пищеварительная система.


Задание для 2 группы: заполнить таблицу.
Признак
Характеристика
Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система


Задание для 3 группы: заполнить таблицу.
Признак
Характеристика
Нервная система

Органы чувств

Половая система


Итак, ваша задача в течение 10 мин. с помощью учебника найти ответы и заполнить таблицу.  По истечении этого времени 1 человек от группы рассказывает о результатах. Членам группы можно дополнять ответ.

Примерные ответы учащихся 1 группа
Внешнее строение.
-Тело вытянутой формы разделено на отделы: голова, туловище, хвост и 2 пары конечностей. Снаружи тело покрывает сухая кожа с чешуйками(змеи и ящерицы), щитками (крокодилы) или панцирем (черепахи).В коже нет желез. Это предохраняет от потери влаги в засушливую погоду. Рост тела происходит во время линьки.
Скелет.
-Скелет у рептилий больше приспособлен к наземной среде, чем у амфибий. Позвоночник разделен на 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. В шейном отделе 7-10 позвонков, первые два позвонка- атлант и эпистрофей образуют сустав, позволяющий поворачивать голову в стороны. У рептилий есть ребра, которые соединены к туловищным позвонкам и прикрепляются к грудине, образуя грудную клетку. Скелет поясов и конечностей такие же , как и у амфибий.
- В большинстве рептилии- хищники, встречаются и растительноядные.
Органы пищеварительной системы: ротовая полость, язык длинный и гибкий, глотка, пищевод, желудок, кишечник, клоака. Есть железы: слюнные, печень, поджелудочная.
2 группа
-Всасывающий тип дыхания. Через гортань воздух попадает в трахею, а затем в бронхи (легкие). Легкие имеют ячеистую форму, что увеличивает дыхательную поверхность.
- 3 камерное сердце- 2 предсердия и 1 желудочек с неполной перегородкой ( кроме крокодила, у него 4 камерное сердце). Кровь смешанная. 2 круга кровообращения.
- Почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака. В отличии от рыб и амфибий, у которых почки туловищные, у рептилий почки – тазовые. Конечный продукт не моча, а мочевая кислота
3 группа
Нервная система.
-Состоит из головного мозга, спинного мозга, нервы.
5 отделов головного мозга:
-Передний мозг состоит из 2 полушарий, от которых отходят обонятельные доли. Полушария гладкие. Благодаря переднему мозгу у рептилий развиты условные рефлексы.
- Промежуточный мозг расположен между передним и средним мозгом. На дне промежуточного мозга расположены зрительные нервы.
- Средний мозг представлен зрительными долями.
- Мозжечок у рептилий более развит.
-Продолговатый мозг.
Размножение.
- Не требует водной среды. Внутреннее оплодотворение. Развитие происходит в яйце.
Половая система у самок- яичники, яйцеводы, клоака. Половая система самцов- семенники, семенной канал, клоака.
Учитель. Пресмыкающиеся не менее других групп животных страдают от рук человека. Большой урон был нанесен популяциям крокодилов, черепах, варанов, змей. Сильно страдают рептилии при антропогенных преобразованиях естественных ландшафтов. Они страдают от осушения болот, изменения растительного покрова, широкого применения ядохимикатов, уничтожающих мелких животных, которыми они питаются. Также некоторые виды пресмыкающихся используются в пищу, для изготовления различных поделок, в качестве «экзотических домашних животных», что неблагоприятно влияет на их жизнь. Некоторые из них находятся на грани вымирания или исчезли с лица Земли, и в этом главная вина человека перед удивительными животными, о которых сегодня была речь.
Что можете вы, как ученые-герпетологи предложить для сохранения представителей этого класса? (Примерные ответы учеников: создавать заповедники, организовывать питомники для выведения в искусственных гнездах и доращивания с последующим выпуском животных в море, заносить редкие виды в Красную книгу, не отлавливать животных без специального разрешения, проводить просветительскую работу среди населения).
Закрепление материала. Учитель: А теперь давайте проверим как вы усвоили материал урока. Я читаю утверждение, а вы, по цепочке, определяете его правильность.
1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА)
2. Легкие пресмыкающихся крупноячеистые, как и у земноводных. (НЕТ)
3. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)
4.К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)
5 Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)
6. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)
7. Все пресмыкающиеся питаются только животной пищей насекомыми, грызунами или лягушками. (НЕТ)
8. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)
9. Оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее. (ДА)
10. Развитие яиц не может происходить без водной среды. (НЕТ)
11. Вдох и выдох происходит благодаря поднятию и опусканию стенки дна ротовой полости. (НЕТ)
12. Рептилии обладают лучше развитым мозжечком и передними долями головного мозга, что проявляется в более сложном поведении.  (ДА)
13. В желудочке у пресмыкающихся находится смешанная кровь (ДА)
14.Как и земноводных, у пресмыкающихся есть клоака (ДА)
 Рефлексия.
Учитель: Ребята, а сейчас выполним упражнение, которое называется «Светофор». У вас на столах лежат карточки трех цветов. Если урок вам не понравился – вы поднимаете карточку красного цвета, если урок был интересным, но вы не все поняли – карточку желтого цвета, если урок был интересным и вы все поняли – карточку зеленого цвета. Пожалуйста, покажите ваше отношение к уроку.
  Подведение итогов урока и выставление оценок.
Учитель: Ребята, вы замечательно работали на уроке. И за сегодняшний урок вы получаете такие оценки: ….
 Домашнее задание: изучить параграф 52. Подготовить сообщения о пресмыкающихся, встречающихся в нашем регионе. – пусть оно будет дифференцированным
«5» - выучить параграф, создать презентацию интересные факты о «Классе «Пресмыкающиеся»,
«4» - выучить параграф, составить кроссворд о представителях класса Пресмыкающиеся.
«3» - выучить параграф, отвечать на вопросы
 Урок окончен, спасибо всем за работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий