вторник, 12 февраля 2019 г.

Групповая технология, технологии развивающего и проблемного обучения

8 класс. Урок биологии   
                   
НАРУШЕНИЕ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ И ПОВРЕЖДЕНИЯ КОЖИ

Цели:
·          Образовательные: закрепить знания о взаимосвязи строения и выполняемой функции кожи; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний и других нарушений кожи; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях;
·          Развивающие: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты; выделять главное в тексте и оформлять таблицу.
·          Воспитательные: закрепить умения оказывать первую медицинскую помощь вследствие нарушения кожных покровов, формировать понятие о гигиенических требованиях к уходу за кожей с точки зрения ее анатомо-физиологичеких особенностей; акцентировать внимание школьников на бережном отношении к своему здоровью.     
Тип урока: изучения нового материала
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: ментальная карта, учебник.

Ход урока
1.       Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку
Учитель: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека.
Давайте начнем урок с улыбки нашим гостям. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я надеюсь, что урок принесёт вам радость новых знаний и открытий.
2.       Проверка домашнего задания
Упражнение «Пинг-понг».
Учитель Вашим домашним заданием было подготовить вопросы по параграфу учебника, ответы на которые должны быть односложными. Теперь вы по очереди поднимаетесь, бросаете мяч любому из одноклассников и задаете ему вопрос. После ответа мяч вместе с вопросом от одноклассника возвращается к вам.
Примерные вопросы учеников:
1. Сколько слоёв можно выделить в строении кожи?
2. Определите, каким слоям принадлежат эти вторые названия: гиподерма (подкожная жировая клетчатка), надкожица (эпидермис), дерма (собственно кожа).
3. В состав кожи входят разные типы тканей. Как вы считаете, в каком слое расположен:  многослойный эпителий (эпидермисе), рыхлая соединительная ткань (гиподерма), плотная волокнистая соединительная ткань (дерма).
4. какие клетки можно выделить в составе эпидермиса? (мертвые и живые)
5. Назовите, чем образована собственно кожа (дермой)?
6. Эта часть кожи выполняет функцию амортизатора, является энергетическим резервом. Как она называется? (подкожная жировая клетчатка).
7. Где располагается ростковый слой эпителия? (в эпидермисе)
8.Перечислите функции росткового слоя эпителия? (обновление клеток)
9. Через сколько дней ростковые клетки достигают ороговевшего слоя? (30 дней).
  10. Что такое регенерация кожного эпидермиса? (восстановление количества клеток)
Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.
Учитель. А теперь давайте вспомним функции, которые выполняет кожа. Они записаны на листочках. Вы по очереди их вытягиваете и называете, характерна ли эта функция для кожи или нет, и кратко ее характеризуете.
А правильные ответы на протяжении всего урока вы будете фиксировать в индивидуальных ментальных картах, которые находятся на партах. По окончанию урока вы вклеите их в тетрадь, а я воспроизведу ментальную карту на доске.
1.        Защитная
2.        Обеспечивает чувствительность
3.        Транспортная
4.        Терморегуляция
5.        Выделительная
6.        Опорная
7.        Двигательная
8.        Дыхательная
9.        Размножение
10.   Сократительная
11.   Секреторная
12.   Расщепление веществ
13.    Амортизация
1.        Защитные свойства. Кожа предохраняет организм от физических ранений и бактериальных инфекций. Внешняя поверхность эпидермиса покрыта тонкой пленкой кожного сала, обладающего водоотталкивающими свойствами. Эта пленка образуется путем эмульгации потом и продуктами распада рогового слоя и имеет слабокислый уровень (pH до 5,5). Этот слой устойчив к температурным изменениям, незначительным физическим травмам, действию вредных химических  веществ. 
2.        Чувствительная. При помощи чувствительных нервных окончаний кожа реагирует на жар, холод, прикосновение, давление, боль.
3.        Теплорегуляционная. Кожа защищает организм от термического воздействия окружающей среды. В здоровом организме поддерживается постоянная температура. Если  температура окружающей среды повышается, кровь и потовые железы начинают функционировать так, что организм самостоятельно охлаждается.
4.        Выделительная. Пот из потовых желез выводится наружу через кожу. Влага, теряемая в процессе потения, выводит с собою соли и другие химические вещества. 
5.        Дыхательная.
6.        Секреторная. Кожное сало - это результат секреции сальных желез. Оно смазывает кожу, делая ее мягкой и эластичной
3.       Изучение нового материала
Учитель: Все ученики на сегодня получили опережающее домашнее задание и подготовили дополнительный материал. Сейчас участники 1 группы представят свою информацию, которая поможет определить тему урока. Остальные учащиеся записывают информацию в свои метальные карты.

Ученики встают друг за другом и рассказывают  о нарушении кожных покровов,  сменяя друг друга. Рассказавший становится в хвост колонны. Закончив рассказ все садятся на места.
1.        Царапина - незначительное повреждение верхнего слоя кожи (эпидермиса), характеризующееся небольшим кровотечением вследствие нарушения целостности мелких кровеносных сосудов.
2.        Ссадины – это поверхностные повреждения кожи. Бывают обширными и болезненными, но шрамов после заживления практически никогда не оставляют.
3.        Порезы – более глубокие повреждения кожного покрова. Они затрагивают, помимо эпидермиса, еще и дерму, в которой расположено много мелких кровеносных сосудов, вызывающих обильное кровотечение.
4.        Рана — повреждение тканей с нарушением целостности кожи или слизистой оболочки. Основные признаки раны: кровотечение, расхождение краев кожи, боль, нарушение функции органа. 
5.        Гипергидроз – повышенная местная потливость кожи, вызванная нарушениями со стороны вегетативной нервной системы.
6.        Потертость представляет собой повреждение кожи, возникающее в результате длительного трения определенного ее участка об одежду, обувь, снаряжение.
7.        Опрелость - воспаление кожи в складках, возникающее в результате трения влажных поверхностей. Опрелость чаще возникает в жаркое время года у тучных людей, а также у грудных детей. При опрелости кожа краснеет, появляются мокнущие участки с неровными контурами.
8.        Омозолелость — приобретенное ограниченное утолщение кожи в результате постоянного давления на определенный участок кожного покрова и трения возникает избыточное разрастание роговых масс.
Учитель: Ребята, вы хорошо поработали дома. Спасибо, присаживайтесь.
А кто уже догадался, какая тема нашего урока? Ответы учеников. Правильно! Откройте свои тетради, запишите число 7 февраля, классная работа и тему урока «Нарушение кожных покровов и повреждения кожи». Предлагаю сформулировать цель урока. Ответы учеников.
Ребята, биология достаточно сложная наука, как вы уже убедились, но наука  интересная и увлекательная. И хотелось бы вспомнить слова русского писателя Л.Н.Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».
Все причины повреждения кожи можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. Давайте предоставим слово участникам 2 группы, которые назовут внутренние причины нарушения кожных покровов
По ходу выступления участников 2 группы остальные учащиеся записывают информацию в ментальную карту.
1.           Недостаток витаминов.  Заподозрить у себя нехватку того или иного витамина можно глядя на себя в зеркало.
Так, при нехватке витамина А, - кожа начинает шелушиться, становится грубой. 
Дефицит витаминов группы В проявляется очагами мелких воспалений: прыщами и шелушащимся покраснением а так же «ячменями», фурункулами.
Если Вам не хватает витамина С, кожа выглядит уставшей, на лице возможно возникновение пигментных пятен.
Витамин Е заявляет о себе дряблостью и повышенной сухостью кожи.
Фолиевую кислоту (В 9) нужно «добавлять», проявляется бледность кожи с мешками и синяками под глазами.
2.        Нарушение гуморальной регуляции  особенно в подростковом возрасте часто приводят в появлению воспаления, угрей, черных точек.
3.        Неправильное питание Употребление фаст фуда, газированных напитков, пищи богатой углеводами (булки, конфеты и т.д), т.е. то, что приводит к нарушению деятельности сальных желез, появлению угрей, дерматитов. Нарушение работы кишечника ,  заболевания ЖКТ может привести к тем же последствиям
4.        Вредные привычки Употребление алкоголя ведет к отечности, изменению цвета лица, одутловатости. Курение провоцирует появление морщин, сухости, сероватого оттенка
5.        Действие аллергена  приводит к появлению дерматитов,  раздражения, покраснений, экземы, диатеза.
Учитель. Спасибо. Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тезисы: какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внутренних причин повреждения кожи. Ответы учащихся
Учитель Внутренние причины мы обсудили, теперь давайте поговорим о внешних. причинах нарушения кожного покрова. Предоставляем слово еще одной группе. А остальные продолжают работать в ментальных картах. Выписывать по ходу рассказа примеры внешних повреждений
1.  Грибковые заболевания 
Возбудителей грибковых заболеваний множество. Наиболее благоприятная среда для грибкового поражения - повышенная влажность кожи, микротрещины, наличие гнойничковых поражений на коже, ломкость ногтевых пластинок Проявлений грибковых заболеваний много: от легкого шелушения кожи, до обширных высыпаний на коже, сопровождающихся зудом, а иногда, и неприятным запахом.
Дерматомикоз, (стригущий лишай) носителями возбудителей этой болезни являются дети, и животные, при этом болезнь, вызванная заражением от животных, проходит в более тяжелой форме. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным, при пользовании общими головными уборами, одеждой, и другими предметами. Болезнь проявляется в виде сначала единичного, а впоследствии и множественных очагов, представляющих собой красные или розовые пятна, на коже наблюдается шелушение. Такие очаги могут появляться на волосистой части головы, туловище, ногтях...
Считается, что перхоть также является заразным грибковым заболеванием и передается в основном через предметы ухода за волосами - расчески, головные щетки, а также через шапки и т. д 
2.  Вирусные
Герпес. Простой герпес, который часто называют "лихорадка", вызывается вирусом простого герпеса, встречается чаще у взрослых. У многих людей этот вирус живет в организме в скрытом состоянии и проявляется только при лихорадочных заболеваниях (ОРЗ, гриппе, воспалении легких и пр.) или после них, а также под воздействием других провоцирующих факторов - переохлаждения, стресса и т. д.
Бородавки. Заболевание передается при прямом контакте и через предметы обихода, в том числе через игрушки. Способствуют заражению вирусными бородавками микротравмы и разрыхление рогового слоя при длительном увлажнении кожи, например, в результате повышенной потливости стоп при ношении прорезиненной обуви.

3.  Паразитарные заболевания кожи.

Эти кожные болезни вызывают животные-паразиты, которые проникают вглубь кожи и проводят в ней полностью или частично свой жизненный цикл. Паразиты выделяют продукты жизнедеятельности на поверхность или вглубь кожи. Эти вещества являются чужеродными и нередко вызывают аллергические реакции в виде высыпаний, сопровождающиеся сильным зудом, осложнениями.
Чесотка – заразное заболевание, вызываемое чесоточным клещом. Оплодотворенная самка пробуравливает в верхних слоях эпидермиса чесоточный ход, где откладывает яйца. Заражение происходит при непосредственном тесном контакте больного со здоровыми или передается через общее постельное (наволочки, простыни, одеяло) и носильное белье, верхнюю одежду, перчатки.
Педикулез – вызывается вшами, которые откладывают яйца в области волосистой части головы. Заражение происходит при непосредственном тесном контакте больного со здоровыми людьми, чаще всего это дети.

Учитель. Сформулируйте, пожалуйста, тезисы: какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внешних причин повреждения кожи.

Учитель. Продолжая разговор о внешних причинах повреждения кожи, необходимо вспомнить о бытовых травмах, которые могут случиться с каждым из нас. Думаю, каждый испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.

Работа в группах

У каждого на парте лежит кружок цветной бумаги. Объединитесь в 3 группы по цветам. Далее вам необходимо открыть учебник на стр.    и  заполнить таблицу.  

1 группа- термические ожоги

2 группа- химические ожоги

3 группа- обморожения

Вид поражения

Причины

Степени

Термический ожог



Химический ожог



Обморожения



Группы работают в течение 3 минут, затем выступает представитель каждой группы, зачитывая данные таблицы

Учитель. Если человек получает ожог или обморожение, то обязательно нужно обратиться к врачу, но до прихода врача важно оказать первую помощь пострадавшему.
Каждый из вас должен знать, как правильно это сделать. Итак, что нужно предпринять в случае ожога? Обморожения?
Примерные ответы учеников. Ожоги
Охладить, промыть водой, смазать спец. средством или наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в больницу (первая помощь зависит от того какой степени ожог).
При химическом ожоге обработать р-ром уксуса или соды (в зависимости какой ожог)
Обморожения
Снять все металлические предметы, наложить термоизоляционные повязки, дать теплое питье, отправить в больницу.
Закрепление материала
Учитель. Как мы с вами сегодня убедились, причин, которые могут вызвать повреждения кожи достаточно много. Давайте проверим, как вы усвоили материал
Игра «Правда - ложь»
1. Выдавливание угрей, прыщей поможет быстрее избавиться от них (Ложь. Выдавливание   прыщей может привести к возникновению инфекции и на коже остаются рубцы).
2. От курения кожа становится желтой? (Правда)
3. Чтобы кожа выглядела красивой, надо совсем исключить жиры и мучное из рациона. (Ложь, нельзя совсем исключать жиры из рациона. Питание должно быть сбалансированным)
4. Закаливание влияет на состояние кожи, она становится упругой и эластичной. (Правда, так как улучшается кровообращение кожи)
5. Общение с животными не влияет на состояние кожи человека (Ложь, если гладить незнакомых кошек и собак, то можно заразиться лишаями).
6. При постоянном употреблении овощей кожа становится упругой, эластичной. (Правда, так как пополняется запас внутриклеточной воды, витаминами А,В,С влияют на состояние кожи)
7. Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос. (Ложь. Стрессы, частые скандалы и ссоры ведут к сужению сосудов, нарушению регуляции обмена веществ, кожа становится сухой, волосы ломкими)
8. Неважно, сколько спишь, а важно, сколько за кожей следишь. (Неверно. Сон в проветренном помещении улучшает внешний вид кожи. Если спать мало, в непроветриваемом помещении, то внешний вид кожи ухудшается)
Подведение итогов урока
Упражнение «Микрофон»
·          На уроке мы изучили….
·          Мне больше всего запомнилось ….
·          Эти знания мне пригодятся …
Учитель. И за урок вы получаете такие оценки ….
Рефлексия
Перед вами высказывания великих людей. Выберите себе одно из них в качестве своего девиза по итогам урока.
1.          Я знаю, что я ничего не знаю (Сократ)
2.          Познание начинается с удивления (Аристотель)
3.          Любознательность создает ученных и поэтов (Анатоль Франс)
4.          Как приятно знать, что ты что-то узнал (Мольер)
Домашнее задание
Изучить парагр. 45, отвеч. на вопр.
Творческое задание: составить синквейн на тему «Кожа» (учитель напоминает правила составления синквейна)
  первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Спасибо за работу, урок окончен.


Комментариев нет:

Отправить комментарий